Православная Церковь отмечает один из самых светлых праздников – Благовещение. Он относится к торжествам в честь Пресвятой Богородицы. В этот день Дева Мария получила извещение о том, что именно от Нее, по воле Божией, произойдет Спаситель мира – Христос.
Чистый и величественный дух Девы Марии незримо присутствует в Церкви, и каждый верующий чувствует в этот день благодатную силу Ее святого небесного Покрова. В этом празднике – и приподнятое настроение церковной службы, и легкий шум голубиных крыльев, и сознание великой тайны Боговоплощения.
По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, после Литургии, в небо выпускают белых голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.
А какая радость «встретить» среди городского шума этих чудных спутников праздника! В Москве они обживают смотровую площадку Храма Христа-Спасителя, кружатся стайками над старинными аллеями Кремля, и с удовольствием принимают корм из рук паломников и туристов на дорожках Новодевичьего и Данилова монастырей… Это язык, не требующий перевода, понятный всему миру: «Благая весть! Дух Святой сходит! Христос грядет в мир!»
От сотворения – к искуплению
День этого праздника установлен в Церкви не случайно. В древнейших писаниях святых отцов Церкви объясняется, что именно тогда произошло Боговоплощение. Мистически день этот связан и с другим событием, относящимся к началу ветхозаветной истории – сотворением первого человека. Адам – первенец Ветхого Завета грехом увлек в падение весь человеческий род – своих потомков, а Христос – первенец Нового Завета – через тысячелетия пришел на землю для спасения падшего человечества.
О таинственном, сверхъестественном рождении Христа от Девы древняя Церковь была извещена через пророков. В Израиле многие знатные семейства – священников, правителей – с трепетом ожидали, не будут ли они по благородству их рода выбраны Господом для исполнения пророчеств о пришествии на землю Его Сына. Тысячи девушек мечтали стать Матерью обетованного Царя и Спасителя мира, представляя Его подобным великим царям и героям прежних веков, таким, как пророк Давид или Гедеон.
Под кровом хижины плотника
Однако Господь узрел для Себя не ту, что жила в царских чертогах и облекалась в нарядные одежды, славилась знатностью происхождения или тем, что была наставлена лучшими учителями в Законе Моисея. Он выбрал Ту, которая с детских лет мечтала посвятить служению Ему всю свою жизнь, Ту, которая уже в юности, при необыкновенной красоте, предпочла замужеству безбрачие, и только ради соблюдения обычая, общественной нормы была обручена вдовцу преклонных лет – праведному Иосифу.
Воспитанная при Иерусалимском храме, Дева Мария тихо вступила под кров плотника из Галилеи, безропотно приняв и бедность, и безвестность, и заботы о его семье для того, чтобы в уединении несуетно жить в постоянном обращении к Богу. Молитва, чтение Святого Писания, рукоделие и домашние занятия заполняли время Ее жизни. Для Бога же было открыто Ее сердце, равного которому не было на земле от момента сотворения мира. При всех необычных обстоятельствах Ее детства и юности, Мария не смела помыслить о Себе высоко, полагая, что избранная Господом Мать Христа, возможно, уже родилась на свет, поскольку подходил срок, указанный древними пророками.
В глазах соседей Иосиф и Мария были всего-навсего бедняками – простыми, трудолюбивыми, благожелательными ко всем и живущими скромно и незаметно. Но пути Господни складываются причудливым образом, Око Его внимательно следит за потомством праведников. Мария и Иосиф и были потомками тех, от кого, по пророчествам, должен был родиться Христос. Дева Мария происходила из древнего священнического рода, а Иосиф – от обедневшей ветви наследников царя и пророка Давида, которому Господь клялся, что от «его корня» произойдет Царь мира, Чье господство не поколеблется вовек. Так, драгоценные в глазах Божиих – внутреннее благородство, вера и благочестие – оказались сокрыты перед лицом мира, подернуты завесой незнатности и уничижения.
«Яко призре на смирение рабы Своея…»
В один из дней перед Марией предстал один из высших Ангелов – Архангел Гавриил. Приветствие Его было необычным: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах…». Пребывая в Святая Святых Иерусалимского храма, по преданию, Дева Мария и прежде видела ангелов, однако приветствие: «Радуйся!» было и необычным. «Не бойся, Мариам!, – успокоил Ее светлый гость. – Обрела бо еси благодать у Бога», и возвестил Ей тайну Боговоплощения теми же словами, что много веков назад – пророку Исаие.
Душевная красота Девы Марии наложила отпечаток и на чувство, с которым Она встретила благовествование, на Ее поведение и речь. Иная дева, вероятно, приняла бы это известие как «достойная его», Она же смутилась. Архангелу Гавриилу вновь пришлось успокоить Ее сомнения: «Ты родишь Сына без мужа. Дух Святой найдет на Тя, и сила Всевышнего осенит Тя».
В удостоверение истины благовествования Архангел Гавриил указал Деве Марии на пример Ее родственницы – Елисаветы, бывшей в летах преклонных и, вопреки естественным законам, зачавшей сына, которому суждено было стать Предтечей Иисуса Христа. Для Всемогущего Бога все возможно: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин».
Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, Мария отвечала: «…се, раба Господня; буди Мне по глаголу Твоему!». Ее безусловное доверие к Богу, как бы во исполнение «Завета» между Творцом и человеком, – в глазах Божиих – свидетельство праведности души, и стало условием великого таинства воплощения. Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» предвосхищало осуждение смерти, до тех пор безраздельно царившей над миром, было обетованием о Жизни вечной.
Сверхъестественный характер этого откровения подтвердился и через откровение, данное от Бога праведному Иосифу, и при встрече Девы Марии и Ее родственницы Елисаветы. Счастливая будущим материнством, встречала Елисавета Деву Марию на пороге своего дома в маленьком левитском городке Иута. И вновь, по вдохновению Святого Духа, прозвучало приветствие, подобное архангельскому: «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего!»
И тогда душа Девы Марии, исполненная чувством благодарности к Богу, отозвалась на чудо первой песней величания, первым гимном Нового Завета: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди…»
Подобно царю Давиду, обезоруженному щедростью Бога и восклицавшему в псалмах: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?», и юная Дева воздавала хвалу и честь Господу, не приписывая себе никаких заслуг и лишь изумляясь чуду Своего избрания по извечному закону особой милости Бога к бедным мира.
С древних времен Благовещение отзывается в душах всех христиан тем же радостным чувством таинственного, незримого совершения. Это был первый проблеск перед восхождением Солнца – евангельской проповеди Христа.