1.
Однажды некий подвижник попросил Господа даровать ему знание многих откровений и тайн. По дороге к одному селению он встретил Ангела, но принял его за простого человека. Они нашли дохлую лошадь. Аскет зажал нос руками, Ангел – же нет. Прошли немного и увидели дохлого быка. Отшельник вновь закрыл нос, а Ангел – нет. Наткнувшись на дохлую собаку, подвижник снова схватился за нос, а Ангел – нет. У самого села путники увидели прекрасную деву в дорогих нарядах с украшениями. Тогда уже Ангел зажал нос руками (крылами).
Видя это, отшельник спросил: «Кто ты, Ангел, человек или диавол? При виде дохлых, смердящих лошади, быка и собаки, ты не отворачивал свой нос от них, а теперь, когда мы встретили прекрасную девушку, ты закрываешь его руками?
Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым.
Аскет же устремился назад в свою келью, где стал плакать о своих грехах, прося Бога хранить его от западней диавола, не давать ему впасть в гордость и погубить свою душу.
2.
Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда.
– Горе мне, я столько лет ему исповедовался – теперь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. Сказав это, он тотчас ушёл.
По дороге его начала мучить жажда. Неподалеку он увидел текшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул:
– Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник!
Наклонился и стал пить.
После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:
– Горе мне! Я осквернился.
Тогда Ангел Господень сказал ему:
– Почему сначала, когда ты испил воды – ты не почувствовал себя оскверненным, а теперь, когда увидел, что она течёт из пасти собаки, побрезговал ею? Она что — не от Бога, сотворившего небо, землю и все остальное? Если собака грязная, не переживай, вода не принадлежит ей. Также и духовник, который тебя исповедовал. Прощение, которое он тебе дал, разве принадлежит ему? Нет, оно принадлежит не ему, но Духу Святому. Так как у него есть сан иерея, он выше царей и Ангелов. А если он блудник, что тебе с того? Он олицетворяет собой пасть пса, а тебе расстраиваться не следует. Все, что он тебе простил, будет прощено. Тебе надо только пойти к духовнику и покаяться, а его самого уже будет судить Бог. И Ангел стал невидимым.
Тогда человек поспешил назад к своему духовнику, рассказал ему обо всем произошедшем и принес ему покаяние, как научил его Ангел. Услышав этот рассказ, духовник, заплакал, покаялся и спасся. Нам следует обвинять во всем себя и тогда спасемся.
3.
Некий купец, прозванный безрассудным, торговал сорок — пятьдесят лет, но никогда не извлекал какой-либо прибыли.
Однажды он нашёл посреди дороги мешок. Открыв его, он обнаружил фальшивые монеты и жемчужины, а также один алмаз. Взяв мешок с сокровищами, он поспешил к меняле, чтобы выяснить, настоящие ли они. Посмотрев на них, меняла сказал, что все они, за исключением алмаза, фальшивые. Но торговец не поверил ему, забрал сокровища и пошёл к другому меняле, которые также подтвердил, что все деньги ненастоящие и фальшивые, и только один алмаз представляет большую ценность. Расстроился торговец, взял алмаз и мешок с «сокровищами» и ушёл восвояси.
По дороге он встретил слепого и решил проверить, какова сила найденного алмаза. И о чудо! – едва он дотронулся им до глаз слепца, тотчас они открылись, и незрячий прозрел. Возликовал тогда купец. Продолжив свой путь, он встретил некоего глухонемого человека – едва он его коснулся, тот стал слышать и начал говорить. Встретил расслабленного, который исцелился с его первым прикосновением. Прикоснулся к бедному и тот стал богатым. Коснулся старика и тот стал молодым и здоровым! Приложил алмаз к мёртвому, который тотчас воскрес. При виде таких чудес, сердце купца исполнилось радостью, он взял мешок с деньгами и бросил их в море и, оставив себе один только алмаз, вернулся домой.
Приближался час смерти торговца, он позвал всех своих близких и сказал им: я, чада мои, сорок — пятьдесят лет был торговцем, но никакой особой выгоды извлечь не смог. Но нашёл мешок, в котором среди фальшивых золотых дукатов, грошей и жемчужин, был один настоящий алмаз, сила которого была такова, что он даже мёртвых воскрешал, бедных обогащал, открывал глаза слепым, глухим давал возможность слышать и исцелял все болезни. Теперь, когда я умираю, я не могу вам оставить в наследство ничего другого, кроме этого алмаза. Но и вам, благородные, следует найти способ как его сохранить, чтобы он остался пригодным, его нельзя ставить, где попало.
Пришло время, и купец умер, а алмаз достался его родственникам. Исполняя последнюю волю покойного, они стали искать место, где его можно поставить. Наконец они нашли мраморный равносторонний треугольник и поставили на него алмаз, который, однако, не устоял на нём – близкие купца огорчились тому, что не могут найти надлежащий способ для хранения драгоценности. Тогда они для мягкости подложили кусок белой ткани на мраморную подставку, но, к их разочарованию, алмаз всё равно не устоял на треугольнике. Тогда они решили постелить ещё один отрез ткани, и алмаз тотчас встал на подготовленную мраморную подставку. Люди возликовали и прославили Бога.
Теперь нам следует разобраться, во — первых, кто такой торговец, во — вторых, что обозначает мешок, в — третьих, что такое гроши, в — четвёртых, что такое дукаты, в — пятых, что такое жемчужины, в — шестых, что обозначает алмаз, в — седьмых, кто такие менялы, в — восьмых, кто такие родственники купца, в — девятых, что такое мрамор, в — десятых, что такое первый кусок ткани и в — одиннадцатых, что обозначает второй кусок. Это и есть одиннадцать вопросов, которые мы должны разрешить.
Итак, безрассудный купец, пьяница, лентяй и бездельник – это я, бывший «предпринимателем» сорок — пятьдесят лет. Чем я занимался? Более сорока лет я посветил учебе. Бог удостоил меня найти мешок. Что же он обозначает? Это Святое Евангелие. Открыв его, я нашёл фальшивые дукаты. Что такое дукаты? Это иудеи, которые говорят, что веруют, но их вера лжива и исходит от диавола. Нашёл также фальшивые гроши. Что они обозначают? Нечестивцев[1], утверждающих, что веруют, но и их вера диавольская и ложная. Нашёл в нём фальшивые жемчужины. Что же обозначают они? Еретиков, говорящих, что веруют в Святую Троицу, однако, вера их тоже фальшива и исходит от диавола. Алмаз – Господь и Бог наш Иисус Христос. Менялы – пророки, предвозвестившие Сына и Слово Бога-Отца, Безначального и Всемогущего. Кто такие родственники купца? Благочестивые православные христиане, сыновья и дочери нашего Христа. Что такое треугольный равносторонний мрамор? Это человек, верящий в Святую Троицу, но одной только его веры будет недостаточно для спасения. Что же ещё необходимо? Первый кусок ткани – это человек, верующий в Святую Троицу и имеющий любовь к Богу. Второй кусок ткани, нужный для того, чтобы алмаз устоял, человек, верящий в Пресвятую Троицу, имеющий любовь к Богу и к своим братьям, сможет удержать в себе бесценный алмаз – Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Человек, у которого есть Бог в сердце, имеет вся благая и не может согрешать. Но когда у него нет в сердце этого алмаза – любви, то есть Христа, он будет иметь в сердце диавола. А тот, кто имеет в сердце своём диавола, одержим всяким злом и всякий грех совершает. Итак, братья мои, мне придется оставить вас, и я не знаю, удостоит ли меня Господь вновь насладиться живым общением с вами. Нет у меня ничего другого, чтобы оставить вам, кроме этого алмаза. Только пусть у вас будет подходящее для него место. Этот алмаз содержит в себе блага, душевные и телесные, и счастлив будет тот, кто удостоится чести вместить его в своём сердце, ибо он станет обладателем бесценного сокровища.
[1] Под нечестивцами святой имеет в виду мусульман (гроши – турецкие монеты).