Прошедшая в Москве акция протеста на Манежной площади стала одним из самых обсуждаемых событий в СМИ, особенно в электронных. В качестве реакции в том числе и на публикации на нашем портале анализ ситуации предлагает в своей новой колонке обозреватель РИА Новости Дмитрий Бабич.
Статьи по теме:
Акция протеста в Москве: мнения священнослужителей
Манежная площадь, WikiLeaks и все-все-все
За последние лет десять нас упорно приучают бояться определенных дней: «В этот день лучше на улицу не выходить! Будут погромы!». «Не появляйтесь вблизи мест проведения футбольных матчей!» — советует брошюрка-гид по российским городам для иностранцев. Из-за предполагаемых «акций» скинхедов вся страна вот уже который год не может забыть день рождения Гитлера. Теперь нас пугают «кавказской местью» 15 декабря.
15 декабря ничего страшного не случится. Россия, конечно, не самое стабильное государство в мире, но у нее хватит сил на то, чтобы дать отпор, заранее зная время и место удара врага (а националисты всех мастей — враги многонационального государства). Но потом наступит следующий день. И никуда теперь уже не денутся ни Интернет, ни мобильные телефоны, которые, как оказалось, могут организовать несанкционированный митинг-погром за несколько минут. И вот к такому митингу ни власти, ни население в один не самый прекрасный день могут оказаться не готовы. А значит, спасение — не в технике и не в милицейских дубинках. Спасение — в борьбе за души, каковую борьбу Россия, увы, пока не выигрывает.
Борьба за души
Суть проблемы на специально посвященном «проблеме 15 декабря» круглом столе в Общественной Палате (ОП), который состоялся 14 декабря, точно определил юный глава комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Султан Тогонидзе: «Северный Кавказ сегодня — ахиллесова пята России. Мы это понимаем. Но почему это не понимают некоторые люди, которые называют себя российскими патриотами?» Другой выступивший в ОП молодой представитель Северного Кавказа, заместитель председателя Союза студенческих землячеств Азамат Минцаев высказался еще более эмоционально: «Кто выйдет на площадь 15-го числа, тот работает по сценарию, разработанному силами, стремящимися к развалу России. По сути тот, кто выйдет, — провокатор и враг народа!»
С этой фразой нельзя не согласиться. Сегодня эти выступавшие в ОП молодые черноволосые «неформальные лидеры» студенческих общин — наши главные защитники. Поскольку именно они борются за души людей — мусульман и немусульман, — не давая им ожесточиться. А если ожесточатся сердца — стране хана. Никакие патрули и народные дружины не устоят против очередного «флешмоба». Интернет, как известно, недаром назвали паутиной и когда-то создали с военными целями: «выключить» Интернет так же невозможно, как выстрелом разрушить паутину. Единого направляющего центра у Интернета нет — он был задуман с самого начала как «рассредоточенное» средство связи для войск, которое действует, пока жив хоть один узел этой сети.
Ни наши правоохранительные органы, ни общественность, ни даже церковь смягчению сердец, увы, не особо помогают. Проявился этот печальный факт и во время вышеупомянутого заседания Общественной Палаты. Всего два дня прошло с погрома на Манежной площади, а со стороны пришедшего на заседание «представителя союза десантников», а также лидера некоего Народного Собора вместо вполне естественных «извините» и «помогите» в адрес молодых лидеров диаспор звучали все те же упреки: «Вы только не думайте, что все кавказцы — белые и пушистые!»; «Да никакого погрома не было! Было возмущением народа бездействием милиции в деле Черкесова!»
Как же не было, господа?! А видео избитых на Манежной площади подростков с «южной» внешностью? Это что, фальшивка? А страшные кадры нападений прямо у вагонов метро, а поврежденные люстры на станции Охотный ряд? Инсценировка? И кому вы это говорите?! Людям, которые, сами сталкиваясь с дискриминацией, пытаются спасти Россию от раскола? Что вы-то сделали, чтобы страну от этого раскола сберечь? Мало у нашей страны за последние сто лет было расколов?
Каким бывает раскол
«Россия слиняла за два дня», — горько сказал когда-то про революцию 1917 года Василий Розанов. Ясно, что имел в виду видевший первый раскол философ: не нашлось тогда людей, которые бы остановили вдруг начавшееся уничтожение всего, что веками связывалось со словом «Россия»: церкви, дворянства как носителя традиционной культуры, крестьянского мира. Почти все покорно встали в очередь за хлебом по карточкам.
Стабилизировавшийся после ленинско-сталинского кошмара «застойный» Советский Союз не был идеальным государством, но одно достижение у него точно имелось — относительно мирное сосуществование на огромной территории людей разных наций и культур со строгими наказаниями за попытки разрушить этот мир. В первый раз эта советская Россия слиняла — опять же за два дня — в 1991 году. Но тогда она слиняла лишь юридически: и после формального развала СССР Российская Федерация все еще воспринималась как «общий дом» почти всеми народами СССР. А вот теперь — опять за два дня — нам предстал развал моральный. Страшные дела творятся у самой священной Красной площади, а мы по-прежнему покорно бежим по своим делам, внимая успокоительным речам о том, что во всем виноваты милиционеры, отпустившие на волю подозреваемых в убийстве Егора Свиридова.
И кто нас успокаивает?! Те самые люди, которые должны будить нашу совесть, вступаться за всех на свете избитых и угнетенных — наши православные священнослужители! Цитирую выступление протодиакона Андрея Кураева на сайте «Правмир«: «Протест на Манежной лишь по виду национализм. По сути это крик боли и отчаяния от того, что те, кто призваны нас защищать, нас же и предают. Погром всегда — реакция беззащитных, которые устали надеяться на защиту со стороны властей».
Да нет, отец протодиакон, погром всегда и прежде всего — тяжкий грех самих погромщиков. Даже внешне это выглядит как страшное оскорбление образа Божьего в человеке (посмотрите на популярную в Интернете морду-маску погромщика). А еще погром — угроза для государства, поскольку он делит это государство на громимых и громящих. А ведь еще в Евангелии от Луки Спаситель говорит: «Всякое царство, разделившееся само в себе опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет».
Кто так вымел наш дом?
Беда в том, что выступившие рядом с Кураевым на страницах «Православия и мира» священники не сильно отличались от него по взглядам. Один предложил направить «протест на Манежной» в конструктивное русло (до сих пор все погромы катились по одному руслу — деструктивному). Другой сетовал, что «приезжие ведут себя вне рамок приличий» (как будто действо, устроенное «коренными жителями» у стен Кремля за день до его интервью, — верх приличия).
Не буду спорить. Лучше процитирую отрывок из Евангелия, который идет сразу же после приведенной выше цитаты о разделившемся царстве:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Луки, глава 11, 24-27).
Уважаемые пастыри! Не так давно Россия избавилась от злого духа, который мучил ее семь десятилетий — кому как не вам знать это? Но каким оказался наш дом через двадцать лет после его освобождения? Сознание многих молодых, да и не очень молодых граждан оказалось как будто выметено от исторической памяти. Из души у многих начисто «убраны» чувства жалости, сострадания, любви. В этом есть и ваша вина, и наша — вспомните, что случилось за эти годы с телевидением, с образованием для бедных, да и с былым духом бессребреничества. Не вернется ли к нам старый дух с семью «злейшими себя»? Погромные настроения и ксенофобия — духи позлее коммунизма. А шанса избавиться от этих духов, как когда-то от коммунизма, у нас может и не быть — ибо «последнее хуже первого».
Сложившаяся ситуация — испытание для всех, и в первую очередь — для духовных лидеров. Давно не тайна, что и многочисленные мусульманские организации России больше занимаются славословиями светским властям и россказнями об «уникальном характере евразийской цивилизации», чем реальной просветительской работой среди верующих. Евразийская цивилизация — явление достаточно великое, чтобы не нуждаться в лживых комплиментах — типа того, что на территории нашей страны якобы никогда не было конфликтов мусульманства и христианства. Такие конфликты были — и это налагает на нас особую ответственность. Нельзя этим конфликтам дать повториться! И сделать это могут в том числе и сильные религиозные организации — честные и с начальством, и с верующими. Надо действовать — иначе дом, разделившийся сам в себе, падет.
Читайте также: