Дети — это наше благословение или наказание? Очень часто кажется, что второе. Слишком часто. А ведь не зря опытные педагоги переживают за каждую двойку своего ученика, ведь вполне возможно, что эта двойка — оценка педагогического усилия учителя.
Многие видели социальную рекламу об отцах и детях — видеоролик, где пожилой человек несколько раз задаёт взрослому сыну один и тот же вопрос о воробье: «Что это?» Столкнувшись с недоуменным взглядом сына, он приносит свою старую записную книжку и предлагает прочитать запись об аналогичной ситуации из их прошлого, когда отец был молод и полон сил, а сын ходил под стол пешком. О том, как много лет назад отец отвечал на тот же вопрос сына снова и снова и нисколько не сердился на своего кроху.
Пристыженный сын обнимает отца, отвернувшись от камеры, и всем понятно, что по мужественному лицу текут слёзы. Старик улыбается. Очень трогательное видео, вызывающее справедливые уколы совести у людей, чьи родители достигли пенсионного возраста. И сразу хочется родителям позвонить.
А ведь можно посмотреть на ситуацию с другого ракурса: вот я постарел, и мой сын сидит рядом со мной на скамейке и читает газету. Но прежде чем представлять себя на месте того старика, постараемся прикинуть, что мы сейчас можем сказать о своих малышах.
«Все дети сейчас гиперактивны, это примета времени».
«Они нас не слушаются».
«С ними невозможно справиться никакими силами».
«Пусть их воспитанием занимаются в детских садах и в школах, ведь люди, работающие там, на это учились, а мы нет».
Жаль, что школы и садики работают не до вечернего отбоя. В итоге на детскую площадку можно приходить только предварительно выпив успокоительных капель.
Вот молодая мама кричит на малышку дочку: «Ты почему как свинья? Посмотри на себя! Вот, уже руки об одежду вытираешь! Не прикасайся ко мне!» И отталкивает ребёнка от своего белоснежного платья. Тут же красота нарядной мамы меркнет, идиллия «мать и дитя» разрушается.
А вот папа, увидев, как его маленький сын застрял на шведской стенке, негодует: «Ты куда полез, не видишь, что тут высоко? Ты, что, дебил, и не понимаешь, что отсюда можно упасть?» Он снимает чадо с опасной высоты, и его подбородок дрожит от негодования. Выкручивая мальчику руку, отец отводит его на безопасное расстояние от гимнастического снаряда. Мальчик, подпрыгивая, бежит за папой, ведь детский шаг значительно меньше взрослого. Смотреть на это больно.
«Не трогай чужие игрушки, не ходи к качелям, не бросайся песком», — казалось бы, идёт обучение разумному, доброму, вечному. Так почему же в детском городке не умолкает безутешный плач? Даже если не брать в пример крайние случаи, когда детей обзывают и унижают, результат примерно одинаков — младенческое непослушание и следующее за ним глухое раздражение родителя. Неужели маленькие дети специально ведут себя как враги и только и жаждут вызвать лучи ненависти в свой адрес?
Чтобы ответить на этот вопрос отрицательно, достаточно поставить себя на место ребёнка, который не по дням, а по часам растёт и в каждое мгновение познаёт мир. Для малыша новость, что вода проливается и мокрая, а утюг горячий, что песок набирается в обувь, а с высоты больно падать. А ещё вспомните время, когда электрические выключатели только начали размещать на низком уровне от пола; как долго пришлось привыкать к этому, сколько ещё рука шарила где-то вверху, чтобы включить свет. А если в дверь неправильно установлен замок, с каким остервенением хочется крутить ключ в нужную сторону!
Запомнить сразу огромное количество новых общественных правил и законов физики очень трудно, и малыш снова и снова спотыкается и разбивает коленки, обжигает руки, открыв по ошибке горячую воду, засыпает песком глаза себе и соседу, слишком высоко поднимая совочек. «А я говорила, говорила», — укоризненно качает головой мама.
Только говорить недостаточно. Есть очень хорошее выражение, описывающее бытие молодого родителя, которое я услышала от своей бабушки. Когда я родила первенца, она мне сказала: «Теперь ты живёшь не свой век». И верно, пока ребёнок бурно растёт, приходится сто раз повторять, показывать, держа его руку в своей руке, подстраховывать, если он идёт по бордюру, ловить, когда он летит с горки. Ну а уж если случилась неприятность, сочувствовать, ведь опыт уже получен, и приобретён он за весьма дорогую цену.
Маленький естествоиспытатель терпит боль, а взрослому только и печали, что отряхнуть его штаны, дать конфетку и вытереть слёзы. Ведь нам-то известно, что синяки и ссадины за несколько дней проходят, а малышу пока нет.
На детей не действуют запрещающие формулировки вкупе с раздражённым тоном, потому что они только увеличивает стресс. Детям нужно сотрудничество, а больше того — участие и родительское тепло. Тепло в прямом смысле этого слова. Только для выживания, для жизненной устойчивости ребёнку необходимо четыре объятия в день, а для того, чтобы он развивался как личность — все двенадцать.
Если в жизни ребёнка появляются новые обстоятельства: новорожденный в семье, переезд или новые условия обучения, то справиться с детскими волнениями помогают простые поглаживания по голове — не менее тридцати раз в день. Но ведь мы не бухгалтеры, поэтому скупиться на проявления своей любви не будем.
Иначе внимание, которое мы получим в старости, будет очень похоже на отрывистые окрики, что слышат сейчас наши дети на детской площадке. Это будет очень горько.