Разворот на сто восемьдесят
Женщина, которая состоит в гражданском браке, но всей душой стремится к законному союзу, нуждается в духовной поддержке. И возводить преграды между ней и Святой Чашей не стоит. Так считает священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново. Он же объясняет читателям «Правмира», кого на самом деле стоит развернуть от Чаши.

Кто такие «захожане»

Священник Евгений Дорофеев

Есть объединенный тип захожанина. Это крещеный в детстве человек, у которого о Боге и Церкви очень общее представление. Чаще всего эти люди приходят в храм с какой-то проблемой, которую, по их представлениям, без Бога решить не получится. То есть в Христа они верят, но дальше решения своей проблемы не идут, духовного пути не видят. Если опасность миновала и всё хорошо разрешилось, то: «Спасибо Тебе, Господи, вот пять свечей ставлю, жертвую на храм, и далее наши пути с Тобой расходятся». Своеобразный вариант православного язычества.

«Захожане» с младенчества

Корень проблемы «захожанства» – в нашей катехизации. Крестить младенцев и можно и нужно, но с одним существенным условием – по вере родителей и восприемников. В теории у нас так и поступают, но я, как и тысячи других священников, могу констатировать факт, что на практике в массе своей родители никоим образом не готовы и не хотят воспитывать своих детей в духе христианства. А о смысле и реальном положении восприемничества и говорить не стоит, этот институт у нас давно превратился в формальность.

В лучшем случае детей приносят каждое воскресенье на причастие. При этом сами родители в таинствах не участвуют, а для взрослых это, безусловно, значительно важнее, ведь грудные дети, как ангелы, не имеют личных грехов, чего совсем нельзя сказать об их родителях. И они, не живущие духом Церкви, почти полностью индифферентные к вере, соответствующим образом воспитывают своих детей. И вот эти, когда-то во младенчестве крещенные, а теперь выросшие захожане и приходят в храм.

Но, слава Богу, приходят, и здесь начинается обоюдно сложная, но необходимая работа священника и формально «верного», а по сути «оглашенного» члена Церкви.

Поставить к стенке просто

Первая серьезная ступенька возвращения в Храм – это исповедь. Здесь сразу могут появляться обстоятельства, препятствующие полноценному вхождению в Дом Божий. Это, как правило, смертные грехи, в которых человек длительно пребывает.

В прошлом могло быть что угодно: и аборты, и беспрерывное пьянство и наркомания, и убийства, и кражи, и бесообщения (заходы к «экстрасенсам»). Но если человек искренне покаялся и дал твердое обещание не возвращаться на свою прежнюю блевотину (2 Пет. 2:22), то никаких препятствий ко Святому Причастию и полноценной жизни во Христе быть не может.

Если же человек продолжает жить в гражданском браке или упиваться вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18), и так далее, то здесь полноценного вхождения в Церковь не произойдет. Что же делать священнику с таким человеком, и что делать такому заблудшему сыну (дочери)?

Необходима вдумчивая и созидательная проповедь. Не только с амвона, но и в личной беседе, в социальной сети, при этом важен собственный пример. Пастырь должен оставаться пастухом и для этой заблудшей овцы. При этом не стоит сразу возлагать на вновь пришедшего непомерную ношу.

Поставить человека к стенке и сказать ему «или-или» очень просто, однако зачастую это приводит к весьма плачевным результатам. Да, по канонам всё правильно, по букве всё верно, но вспомним, что Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6). Хотя, конечно, бывают разные ситуации, требующие отличных друг от друга подходов.

О гражданском браке и причастии

Девушка живет в «гражданском браке», но при этом всей душой стремится к полноценному союзу, и не от нее зависит, что он до сих пор не заключен. Это совсем не однозначная ситуация! Ведь женщина эта не проститутка, она не меняет половых партнеров как перчатки, она любит одного-единственного… который, может: а) ее не любит, б) воспитан современными СМИ с их пренебрежением к браку, в) у него множество других причин. И она очень мучается от этой ситуации.

Кстати, по новым правилам священник может такую страждущую рабу допустить к Святым Тайнам (это отражено в документе РПЦ «Об участии верных в евхаристии», р.V). Эту, во многом не по своей воле заблудшую овцу, необходимо всеми силами поддержать духовно. Сугубо помолиться за нее, наградить ее каким-нибудь молитвенным правилом, чтобы Господь смиловался над ней и помог ей разрешить эту непростую проблему. Исходя из ситуации, дать возможность причащаться ей почаще, памятуя, что Святые Дары – это не только большая награда, но и великая помощь. А помощь Господня ей сейчас ох как необходима!

Жесткая проповедь

Но могут быть иные ситуации, когда проповедь священника должна быть жесткой и твердой, как дамасская сталь. Бывает так, что человека тревожит не собственный грех и моральное падение, а лишь какие-то трудности, вызванные греховным образом жизни.

К примеру, пьяница избил человека, и его беспокоит один вопрос: как бы не сесть за свои «подвиги». Он пришел в храм для того, чтобы Бог «отмазал» его от «казенного дома». Таких прихожан необходимо разворачивать от Святой Чаши на сто восемьдесят градусов.

Если у него нет покаяния и твердого намерения покончить с греховной жизнью, то можно и в лоб сказать о геенне огненной, и словами Наума пророка объяснить, что Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих (Наум 1:2)… Реверансов и любезностей быть не должно, в таких случаях необходима «духовная реанимация».

Во всех случаях необходимо выявить один существенный момент – отношение самого человека ко греху, в котором он живет. Важно понять: субъективное отношение человека к самому себе и наличие (отсутствие) в нем покаяния. Если у нашего «оглашенного» состояние мытаря – значит, «лечить» пастырской заботой и любовью, если же покаяние отсутствует, то наставлять уже совсем другими словами.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.