Ректор Якутской семинарии: «Трудом умножать территорию рая»
На портале «Правмир» продолжается публикация материалов о жизни Якутской епархии. В прошлом году Якутская духовная семинария отметила свой 155-летний юбилей. Наша беседа с её ректором, игуменом Андреем (Морозом), посвящена будням духовной школы.

Интервью вышло в молодежной православной газете «Логос»

Круги по воде

– Отец Андрей, на Ваш взгляд, все духовные семинарии одинаковы?

– Нет, конечно, каждая имеет свои особенности. К примеру, та, что в Хабаровске, всё равно будет отличаться от Московской или Санкт-Петербургской. Наша тем более, потому что здесь учатся народы Севера.

В Якутское духовное училище, открытое в 2006 году, сразу поступили студенты из числа коренных жителей. Ректор его, архимандрит Товия, заложил хорошее основание – учебный процесс был организован так, что наши выпускники поступали на соответствующие курсы в Хабаровскую духовную школу. Они окончили её в год, когда Якутское училище преобразовалось в семинарию. Все вернулись на родину с хорошими знаниями и отзывами. Сейчас – на разных церковных послушаниях.

– Известно, что характер обучения, особенно поначалу, был, скорее, воцерковляющим, нежели пастырски ориентированным. Сейчас по-другому?

– К сожалению, раньше не все семинаристы, поступавшие в училище, имели чёткую установку стать священниками. Теперь ситуация иная. Студенты последних трёх курсов уже укоренились в этом желании. Тем же, кто намеревается учиться абстрактно-греховному «для себя», даём от ворот поворот.

Правда, случается, что даже тот, кто приходит в духовную школу сознательно, не представляет и не понимает, какой это колоссальный ежедневный труд. Хотят быть батюшкой, а трудиться не приучены. Тогда администрация семинарии помогает создать правильную мотивацию к учёбе. Потому что возникает очевидное несоответствие между студентами, которые максимально стараются в себя вобрать, ища большего, и теми, кто продолжает по школьной привычке получать пассивное образование – что вошло, то вошло… Вот только это очень дорогое удовольствие – обучение одного семинариста стоит миллион с лишним.

Студенты ЯДС

Студенты ЯДС

– Якутская духовная семинария ведь никогда не была большой?

– Это правда. Даже в тот наилучший период полуторавековой давности, когда туда шли учиться все, кто хотел потом получить работу не только в церкви, но и на госслужбе. И тогда семинаристов насчитывалось всего 40 человек. В предреволюционные годы стало больше. Если учесть, что образование было 6-летнее (три класса по два года), можно представить, сколько студентов находилось в каждом классе на каждом курсе.

Якутская семинария исторически никогда не была крупной. И у нас в ближайшие годы вряд ли появится 100 человек на пастырском отделении. Но ЯДС всегда будет ориентирована на подготовку священнослужителей, с учётом регионального фактора. Якутия – колоссальная территория с небольшим населением. В столице и городах проживает треть населения республики, остальные – в сёлах, где жителей – 200-400 человек. Надо иметь определённый навык служения в таких условиях.

С другой стороны, когда 100 лет народ пугали священниками, выкорчёвывали саму мысль о Боге, а теперь вот семинарию открыли, ожидать, что сразу появится удивительный сад, по меньшей мере, странно. Хотя мы, безусловно, выращиваем сегодня «саженцы». Не случайно ведь «семинария» по-латыни – это… «рассадник». Рассадник просвещения.

Тем не менее, нельзя забывать об объективном: семинаристов дают приходы. А они в Якутии, как правило, без священников. Но пока человек своими глазами не увидит, что такое жизнь пастыря, он и не будет этим интересоваться. Там, где священники есть, оттуда ребята поступают. Но в большинстве-то приходов их нет! Замкнутый круг. И поэтому вопрос о количестве не стоит, владыка Роман это понимает. Даже когда всего три человека – мы считаем, это очень хорошо. Через пять лет они пойдут на приходы, и ещё через три-четыре года появятся ребята, которые, глядя на них, захотят прийти в семинарию.

– Как круги по воде…

– Духовная школа должна просуществовать 10-летний период, в который её надо не сокрушать (бедствиями, избыточными проверками, ожиданиями и пр.), а лелеять. Дать спокойно развиваться.

– Необходим процесс «окукливания»?

– Это данность, с которой надо считаться. То, что сегодня семинария имеет студентов, которые участвуют в церковной, общественной, интеллектуальной жизни города и республики, – факт абсолютно нереальный, но объективно существующий. Здесь мы можем наблюдать очевидное присутствие Божие.

Семинарский хор

Семинарский хор

Экзамен… каникулами

– Насколько я знаю, студентами ЯДС являются, в том числе, и уже рукоположенные батюшки. Хотя, честно говоря, всегда думала, что прежде, чем принять сан, нужно закончить семинарию…

– По-хорошему, да. Но в условиях Якутии это сложно. Где-нибудь в «глухих» сёлах Калужской, Ярославской областей со священниками можно и подождать – паству в таких населённых пунктах окормляют батюшки из соседских приходов, которые могут приехать, совершить богослужения. А у нас в республике без пастырей даже районные центры. Причём они друг от друга не на расстоянии 50 км, как в центральной части России, здесь долететь до них – целая проблема.

Присутствие священника, конечно, очень много решает, но, поскольку для того, чтобы совершать службы, нужны и пономарь, и певчие, он должен создать целую приходскую укладность.

При этом батюшка терпит лишения в тяжелейших условиях. Это потом, когда приход становится хорошим, ему завидуют. А когда всё в стадии становления – не позавидуешь. Кроме того, мало назначить священника, ему ещё не один год придётся себя проявлять, заслужить доверие. Надо доказать, что ты осуществляешь жертвенное служение… При этом нет вереницы желающих поехать в глубинку, на Крайний Север, чтобы искать там Вечной жизни. Люди сейчас пытаются её найти в уютных квартирах…

Поэтому вполне естественно, что на приходах появляются священники недоученные. Это объективный процесс, связанный с церковной реальностью. Но вовсе не значит, что такие батюшки – плохие или неполноценные.

– Пять лет, чтобы вырастить пастыря, – это мало? Много? В самый раз?

– Вообще-то, для того, чтобы сложился пастырь, пяти лет мало. Но, по крайней мере, это достаточный период для подготовки священника с точки зрения интеллектуальной составляющей, навыков.

– Хотелось бы больше? Как в медицине? Восемь?

– Если взять самые успешные образовательные программы Запада – там существует формула: 4+2 (практика) + 2 (опять обучение). То есть нормальное духовное образование, которое дают иезуитские колледжи, осуществляющие миссию в Юго-Западной Азии, католики – в Африке, продолжительное, с практикой. Четыре года человек получает базовые знания, потом едет миссионером, школьным учителем, социальным работником. Через два года возвращается с определённым опытом, зная, в каком направлении ему надо двигаться. И заканчивает духовную школу ещё через два года, а бывает, что и через четыре. Священник, как врач, должен учиться долго и вдумчиво.

– Студенты больше всего любят каникулы. А ректор?

– И ректор. После каникул, особенно продолжительных, когда все друг от друга отдохнут, я вижу, насколько повзрослевшими возвращаются семинаристы. Здесь они к концу семестра немножко вялые, уставшие. А дома набираются силы, и понимаешь, что учебный период прошёл не зря – они стали умнее, талантливее, способнее. Кроме того, каникулы дают возможность упрочить знания. Дома им приходится отвечать на реальные вопросы родителей, друзей, родственников, знакомых, держать экзамены не перед преподавателем, который и так знает, какого балла ты стоишь. Там их экзаменуют безо всяких билетов.

Я уже не говорю о том, что сама жизнь потом испытает за каждую лекцию, которую ты не дослушал, поленился усвоить. Когда я был молодым батюшкой, то часто жалел при разговорах с прихожанами, что иногда проявлял во время учёбы невнимательность и беспечность…

– Как в арбузовской «Тане» – когда у неё умирал от дифтерии ребёнок, она бросилась смотреть свои медицинские конспекты и с ужасом обнаружила, что именно на этой лекции… рисовала в тетрадке, абсолютно не слушая преподавателя…

– Даже если знаешь, в какой книжке можно прочитать, ты же в режиме реального времени не скажешь: подождите, я сейчас побегу почитаю и скажу! Прихожане, в конце концов, тебе могут ответить: батюшка, ты выучи сначала, а потом мы к тебе придём! Всё проверяется практикой.

Снегоуборочные "машины"

Снегоуборочные «машины»

Не валять дурака

– В 2013 году одного из выпускников семинарии, Алексея Корнильцева, владыка Роман благословил поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию. И два ваших студента предыдущего выпуска там учатся…

– Да, заочно, потому что оба служат на приходах в Южной Якутии: один, иерей Сергий Паршин, – клирик Казанского храма г. Нерюнгри, другой, иеромонах Фаддей (Булгаков), – клирик храма новомучеников и исповедников Российских города Алдана. Правда, они – студенты Ставропольской семинарии, которые приехали сюда и здесь, в ЯДС, закончили пятый курс.

В 2013 году у нас должно было быть шесть студентов, завершивших обучение. Но некоторые из них, находясь на приходском служении, не справились с дипломными работами. Поэтому защитились только трое. Остальным это предстоит нынче.

Состоялся и первый выпуск 14-ти регентов отделения церковного пения. Одна девушка, Александра Хон, направлена в приход Депутатского. Другие работают в Якутске, т.к. здесь большая нехватка руководителей церковных хоров – и в медцентре, и в монастырях, и в приходских храмах. Да и сама семинария в них нуждается. И, конечно, мы очень ждём, что девушки приедут из других приходов, из улусов.

– Если светский человек захочет учиться на отделении церковного пения, сможет ли он совместить основную работу и учёбу?

– Мы проводим такой эксперимент, но на поверку он оказывается «малоплодным»: люди занимаются полгода, а потом пропадают, ведь занятия – каждый день. Когда есть работа, это практически невозможно выдержать. Ведь петь на клиросе и тем более руководить хором – серьёзный труд, который требует самоотречения. Это только кажется – пришёл, встал и защебетал. Поэтому отделение церковного пения – дневное. И хотя основной учебный блок идёт вечером, спецпредметы преподаются с утра.

А вот отделение катехизаторов, выпустившее в 2013 году 20 человек – активных мирян, помогающих священникам на приходах, – вечернее. К слову, в ближайшие годы произойдёт трансформация этих двух школ: с двухлетнего образования и регенты, и катехизаторы, скорее всего, перейдут на четырёхлетнее.

– Все катехизаторы – из Якутска?

– К сожалению. Но если кто-то захочет из улусов обучаться – пожалуйста, предоставим общежитие. Только все должны знать, что основной закон семинарии – неукоснительное соблюдение расписания: молитва, послушания, лекции. Это объективные моменты. Дурака валять мы здесь не позволим. Кроме того, по благословению нашего владыки в стенах семинарии – сухой закон. Даже по праздникам. Я не знаю – есть ли ещё где вузы, которые могут себе такое позволить.

Экзамен в Якутской духовной семинарии

Экзамен в Якутской духовной семинарии

– Скажите, а семинария – эффективное учебное заведение, на Ваш взгляд?

– Оно стопроцентно эффективное! Для Церкви и общества. Потому что в тех населённых пунктах, где появляется храм, богослужения, группа верующих людей, жизнь меняется в лучшую сторону. Иногда человек привыкает к благодатным дарам свыше и не замечает их. Но если он способен проанализировать, что было до и стало после, то видит разницу. Ценностные ориентиры становятся другими. И пусть православные христиане пока слабы по напряжению веры, всё равно это в плюсе. А если ещё во главе пастырь… А если ещё он – не просто требоотправитель, а свидетель о необходимости литургии после литургии, то есть – общего дела, ответственности каждого христианина за жизнь другого человека, важности находить время для труда без материальной компенсации, посвящая его нуждающимся…

Но прежде чем вырастить из студента такого пастыря, мы должны научить его трудиться. Очень важно знания получить именно в семинарии, где дисциплина, порядок и ограничение в вещах (хотя некоторые из них даже не порицаются в обществе), уродующих служение будущего батюшки. И помнить, что труд есть в современном понимании, а есть в исконном – как Господь сказал. Он насадил сад, поселил туда Адама и дал ему заповедь культивировать этот маленький участок земли и всё пространство, которое не является садом, сделать таковым. Это задача, в том числе, и священника!

– Как всё логично: есть люди, призванные обрабатывать землю, данную им Богом. И есть «рассадник» просвещения – семинария, которая даёт этим людям пастыря…

– Конечно, жизнь в семинарии складывается непросто. И в определённый момент Господь даёт отдохновение от труда. Но большей частью ты борешься за то, чтобы природная лень и во мне, и в ребятах не победила. Чтобы был результат, чтобы было не стыдно. Конечно, это тоже, может, ложный ориентир – не стыдно, но чтобы прихожане отличали батюшку, учившегося в семинарии, от не учившегося. Для этого и работаем.

Вопросы задавала Татьяна Данилевская

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.