На новый сборник под общей редакцией заведующего кафедрой философии религии ПСТГУ профессора Константина Антонова как раз возлагаются надежды прервать эту совершенно не характерную для науки как таковой российскую традицию.
«Представляете, у нас не существует пособий по истории русского религиоведения, не считая учебника М.Ю. Смирнова, в общении и споре с которым составлен наш сборник. Проблема разрозненности нашей российской науки в том малом уровне самоанализа, осмысления истории, на котором мы сейчас находимся. Этот сборник может помочь в консолидации сложного религиоведческого сообщества, которое периодически объединяется, создает какую-нибудь новую организацию и расходиться вновь».
Сложность исторического развития этой науки в России может быть проиллюстрирована примером, приведенным тем же Павлом Николаевичем Костылевым. Мало кто знает, что современной кафедре религиоведения МГУ предшествовали ещё две. Первая открылась на кафедре общественных отношений в 1919 году, и её можно назвать имеющей дореволюционные корни, курс лекций на ней читал И.А. Ильин, вскоре уплывший на одном из философских пароходов. А в 1930 году на историко-философском факультете открылась вторая кафедра религиоведения, заведующим которой был Александр Тимофеевич Лукачевский. Его судьба особенно показательна для понимания сложностей истории отечественного религиоведения: в 1937 г. он был расстрелян по доносу чекиста и научного атеиста Ефима Муравьева, который через пятнадцать лет начал читать в МГУ первые лекции по основам научного атеизма.
Это введение в историю одного из институтов показывает именно историческую сложность выработки научной преемственности из-за смены противоположных друг другу идеологически эпох, которые, находясь по времени очень близко, только отдаляли этим результаты деятельности своих представителей.
«Одна из целей сборника, — поясняет Константин Михайлович, — освобождение через самоосмысление. Мы также решили опробовать и иной подход к изучению истории, который может помочь найти выход из сложившейся ситуации: мы посмотрели на историю науки не так, как это обычно делается, — то есть не как на историю идей, а историю институтов.
Сборник с названием «Актуальные проблемы научного изучения религии в России XX – начала XXI в.» с длинным перечислением тэгов — «наука о религии», «научный атеизм», «религиоведение» — объединил 9 авторов, как церковных, так и придерживающихся светского мировоззрения. Ставя перед собой программу максимум — через осмысление корней науки подготовить материал, топливо для её движения вперед — авторский коллектив выполнил, конечно, и другие более конкретные задачи. В шести разделах двух частей сборника рассматриваются устоявшееся подходы к феномену научного атеизма, его истокам, влиянию их на современную науку. Помимо истории развития разбирается научный атеизм в действии — связь науки и антирелигиозной пропаганды в СССР, а также дается исследование библиографии с советской эпохи до наших дней. Несмотря на слова о разрозненности и институциональности науки, изучено порядка тысячи наименований религиоведческих трудов за советскую эпоху.
Сам по себе ответ на вопрос, чем же занималось религиоведение в СССР, интересен потому, что помимо создания исторической картины действительности, он открывает истоки научного мировоззрения ученых, которые возглавляют кафедры, переименованные из «научного атеизма» в теологические, и трудятся на них.
«Сейчас я встречаю три типа откликов: “почему вы не учли наши разработки в осмыслении религиоведения”; “да не было никакого религиоведения”; “вы хотите дискредитировать нашу науку”», — говорит Константин Михайлович.
«Эта книга очень значима и в церковном отношении, — подытоживает он, — так как она вскрывает механизмы, которые в церковном научном сообществе работают на бессознательном уровне. Структура отношений, базовые понятия, метод, практической реализации мировоззрения, негласных отношений, которые в рамках научного атеизма эксплицировалось в одних терминах, сегодня зачастую продолжают свою работу в церковной науке и церковном сообществе. Хотя, понятное дело, заменены все слова, обозначающие понятия. Я думаю, было бы очень хорошо, если бы эта новая книга помогла нам отрефлексировать эту ситуацию».