Христианское воспитание предполагает уважение к ребенку
Протоиерей Петр Коломейцев, священник, декан факультета психологии РПГУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, коррекционный психолог:
Нужно сначала узнать, что и как было, а потом уже делать выводы. Пока все не объяснено, делать вывод трудно. Неправильное воспитание — оно и есть неправильное воспитание, религиозное оно или атеистическое. В данном случае совершенно неважно, что человека заставляют делать — учить уроки или молитвы читать. Важно, что воспитание было таким подавляющим, директивным, что к ребенку не проявлялось уважение.
По-настоящему христианское воспитание — это воспитание, которое несет за собой уважение к личности человека.
Взгляд на ребенка как на человека начинается именно с христианства. Господь Иисус Христос первый заставляет учеников признать в нем человека. В Ветхом Завете мы видим, что ребенок — это недочеловек, имущество, принадлежащее взрослым; его воспринимали как вещь, как раба, как скот. Даже ущерб ребенку не возмещался, а считался ущербом, нанесенным родителям. Именно с Христа началась другая линия отношения к ребенку — как к человеку, как к самостоятельной личности, которую нужно уважать.
Господь говорил: «Будьте как дети, и войдете в Царство Небесное». Современная педагогика, современная европейская воспитательная практика — это исключительно плод христианского отношения к ребенку. Новый взгляд на ребенка, как на самостоятельную личность — это то, что принесла религия.
А уж как родители воспитывали мальчика — это надо смотреть. Мне кажется, что совершенно неправильно говорить о том, что их воспитание было религиозным. Мы скорее можем назвать его антирелигиозным, антихристианским, если оно предполагало насилие, директивность, жестокость.
У нас в обществе отсутствует понимание того, каким должно быть христианское воспитание и христианство вообще. Людей воспитывали в палочной советской системе — вот они и остались в той же палочной системе, тюремной, гулаговской… В какой парадигме они сами воспитывались, в такой и ребенка растят. Христианство здесь ни при чем.
Подростковый возраст — это всегда опасно
Протоиерей Андрей Лоргус, православный священник, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии:
Мы не знаем, как ребенка воспитывали на самом деле. Мы не знаем, что мальчик говорил, у нас нет документальных записей. Одни перепуганные ребята его так услышали, другие — иначе. Слова передаются через третьи-четвертые руки. Мы не располагаем комментариями родителей или близких. То, что корреспонденты преподнесли эту информацию именно так, как преподнесли, показывает, что они не просто критически настроены по отношению к христианству, а хотят сделать из религиозного воспитания какое-то посмешище.
Как психолог я должен сказать две вещи. Первое: подростковый возраст — это огромная проблема для семьи и для самого подростка. Это очень тяжело. И недаром психологи говорят, что подростку нужно вырасти, а родителям нужно выжить. Пока подросток находится в переходном возрасте, вся семья в опасности. То, что подросток способен на экстраординарные и неадекватные действия, знают все родители, прошедшие школу подросткового возраста.
Ежегодно, ежемесячно происходят громкие преступления с участием подростков. Уголовные преступления с убийствами, где виновниками были подростки, совершались много раз. Так что в этом смысле тут нет ничего нового. Если посмотреть статистику МВД, то число тяжких преступлений с участием подростков в России растет. Новизна для нас только в том, что подросток расстрелял учителя и полицейского. Но преступления против учителей подростки совершали и раньше. Известно, что год или два назад подростки избили учительницу в сибирском городе.
Второе, что нужно здесь сказать, — то, что вся ситуация не имеет специфики, которая указывала бы на какой-то особый процесс, происходящий в обществе, в церкви, в школе, в Москве, в России. Это могло произойти где угодно. Вот поэтому здесь нельзя искать виноватых. Виноват преступник, несет ответственность за это его семья и, прежде всего, его отец. И всё, и точка. Подобное происходило везде и всегда и, к сожалению, видимо, будет происходить.
Преступления совершают и верующие, и неверующие. Особенно это видно тем священникам, которые окормляют тюрьмы и лагеря. Преступники, в том числе малолетние, бывают верующими людьми.
Исказить можно всё — в том числе и религию
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:
Религию, как и любую другую систему, можно использовать во зло. Существуют религиозные секты, в которых религиозные компоненты используются для манипуляции, подавления.
Всем известны ценности, которыми должны руководствоваться родители при религиозном воспитании — они ровно такие же, как и при любом другом воспитании. Это любовь, свобода, взаимопонимание. Правильное воспитание предполагает глубокое знание своего ребенка, понимание его души, состояния его психического здоровья, его интересов, радостей, огорчений, устремлений, талантов — важна поддержка ребенка. Это обычные вещи, которые знакомы каждому любящему родителю. Здесь нет чисто религиозных элементов, которые отсутствовали бы в семейном воспитании вообще.
Воспитание в целом предполагает одни и те же методы и одну и ту же атмосферу. Если создана правильная атмосфера, то в ней начинают правильным образом действовать и воспитательные методы. Если она ложная — не любви, а подавления — то даже самые прекрасные идеи рискуют подвергнуться искажению и принести нелепые и ужасные плоды.
Беседовала Мария Василенко