Содержание статьи
Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.
Римский-Корсаков. Биография
Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.
В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.
Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».
Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.
Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.
Этапы творчества и семья
В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.
Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.
Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.
Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Произведения
Оперы
- Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
- Майская ночь (1880)
- Снегурочка (1881)
- Млада (1892)
- Ночь перед Рождеством (1895)
- Садко (1896)
- Моцарт и Сальери (1898)
- Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
- Царская невеста (1899)
- Сказка о царе Салтане (1900)
- Сервилия (1902)
- Кащей Бессмертный (1902)
- Пан воевода (1904)
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
- Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
- Симфония № 1 (1865; 1884)
- Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
- Симфониетта на русские темы (1885)
- Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
- Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
- Симфония № 3 (1873; 1886)
- Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
- Испанское каприччио, (1897)[en]
- Светлый праздник (увертюра)
- Садко, (1896)
- Снегурочка (сюита)
- Ночь перед Рождеством (сюита)
- Концерт для фортепиано с оркестром
Вокальные работы
- 79 романсов
- хоры с оркестром и a capella
- сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)
Читайте также:
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки