Россия отказалась от участия в международной программе мониторинга школьников
18 октября. ПРАВМИР. Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA).
С 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне, сообщают «Известия».
Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.
Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.
Президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране проходили тестирования, Наталья Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.
В 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста заняла 25-е место среди 32 государств. Тремя годами позже — 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения, и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.
Президент российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.
«Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга», — сообщила она.
Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге — неутешительные. Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.
«Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы», — приводит она пример.
В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.