Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.
Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы
НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ |
НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ |
|
На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1.
|
На «Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 1
|
|
Иоаким и Анна торжествуют, / Начаток рождше нашего спасения, / едину Богородицу, / с нимиже и мы празднуем днесь, / от корене онаго Иессеева / блажаще Деву Чистую. | Иоаким и Анна торжествуют, / родив Начаток нашего спасения, / единственную Богородицу. / С ними и мы празднуя в сей день / прославляем от славного корня Иессеева / происшедшую Деву чистую. | |
От Анны днесь цвет, / сад Богоданный, / Богородица прозябе, спасение человеков, / из Неяже всех Зиждитель рождься паче ума, / Адамову очищает, яко Благ, / всю скверну благостию. | От Анны в сей день Жезл, / Насаждение Богом данное, / – Богородица произросла, спасение людей, / От Которой всех Творец, родившись превыше мысли, / Очищает, как благой, / всю скверну Адама Своею благостию. | |
Кто довольно по достоинству пети возможет / от Анны неизреченно младенствующую Деву? / Горы убо и холми, сладость искапайте днесь: / всех бо жизнь и очищение / млеком питается, / Богородица Чистая. | Кто в должной мере сможет / по достоинству воспеть / от Анны неизреченно рожденного младенца – Деву? / Источите же, горы и холмы, / капли сладостные в сей день: / ибо молоком питается всех жизнь и очищение / – Богородица чистая. | |
Яже прежде неплодная страна / землю плодоносну раждает / и, от неплодныя утробы плод свят давши, млеком питает. / Чудо страшно! Питательница Жизни нашея, / Яже Небесный Хлеб во чреве приемши, / млеком от сосцу питается. | Прежде неплодная страна / Землю плодоносную рождает, / и от бесплодного чрева дав плод святой, / молоком его питает. / Чудо повергающее в трепет: / Питательница Жизни нашей / Небесный Хлеб во чреве принявшая, / молоком от сосцов питается! | |
Слава, и ныне, глас 4:Всечестное Твое рождество, / Пресвятая Дево Чистая, / Ангелов множество на Небеси / и человеческий род на земли, ублажаем, / яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. / Того молящи о нас не престай, молимся, / иже на Тя по Бозе упование положших, / Богородице Всепетая и Неискусобрачная. |
Слава, и ныне, глас 4Всесвященное Твое рождество, / Пресвятая Дева чистая, / Ангелов множество на небесах / и мы, род человеческий, на земле прославляем, / ибо Ты стала Матерью Царя всех, Христа Бога. / Его молить о нас не прекращай, молимся, / на Тебя после Бога надежду возложивших, / Богородица всеми воспеваемая и брака не познавшая! |
|
Свете Тихий: и прокимен дне. | Свет отрадный: и прокимен дня. | |
Hа стиховне стихиры, глас 2.
|
Стихиры на стиховне, глас 2,
|
|
Радуйся, Иоакиме, и Анно: / радуйтеся, яко радости / и спасения Ходатаица, / от неплодове Дева, / нам раждается. | Радуйтесь, Иоаким и Анна! / Радуйтесь, что радости и спасения Подательница – Дева / от неплодной нам рождается! | |
Стих: Слыши, Дщи, и виждь, / и приклони ухо Твое. | Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, / и склони ухо Твоё. Пс 44:11А | |
Ты едина земных / показалася еси спасение, / яко рождши Слово, / паче слова и естества: / тем Тя ублажаем. | Ты единственная из земных / показала в Себе спасение, / как родившая Слово / превыше слова и естества; / потому мы Тебя блаженной именуем. | |
Стих: Лицу Твоему помолятся / богатии людстии. | Стих: Лицо Твоё будут умолять / богатые из народа. Пс 44:13Б | |
Отложи, Адаме и Ево, / всяку печаль: / Мати бо Радости / от неплодове / преславно прозябает днесь. | Отложите, Адам и Ева, / всякую печаль, / ибо Матерь Радости от неплодной / преславно произрастает в сей день. | |
Слава, и ныне, глас и подобен тойже: |
Слава, и ныне, глас и подобен тот же |
|
Храм Божий, / Едина Богородица, / от неплодове / и нераждающия происходит, / и радуется Адам, взывая. | Храм Божий / – единственная Богородица / от неплодной и не рождавшей происходит, / и радуется Адам, восклицая. | |
Тропарь, глас 4:Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. |
Тропарь, глас 4Рождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
|
Также ектения и отпуст. |
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИНа Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6, самогласны. Сергиа Патриарха: |
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕНа Господи воззвах: стихиры на 8, глас 6. Сергия Святоградца. |
|
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог / Престол свят на земли Себе предуготова: / утвердивый мудростию Небеса / Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, / Иже чудес Бог / и ненадеющихся надежда, / Господи, слава Тебе. | В сей день почивающий на разумных Престолах Бог / на земле святой престол Себе предуготовал; / утвердивший мудростью небеса / Небо Одушевленное по человеколюбию устроил; / ибо из неплодного корня Он вырастил нам / живоносное насаждение – Матерь Свою. / Ты – Бог чудес и надежда безнадежных, / Господи, слава Тебе! | |
Сей день Господень, / радуйтеся, людие: / се бо Света чертог / и книга Слова Животнаго / из утробы произыде, / и Яже к востоком дверь, рождшися, / ожидает входа Святителя великаго, / eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, / во спасение душ наших. | Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших. | |
Аще и Божественным хотением / светлыя неплодны жeны прозябоша, / но всех Мария рожденных боголепно превозсия: / яко, от неплодныя преславно рождшися матере, / породи плотию всех Бога, / паче eстества от безсеменныя утробы; / eдина дверь Eдинороднаго Сына Божия, / Юже прошед, заключенну сохрани / и, вся мудре устроив, яко весть Сам, / всем человеком спасение содела. (2) | Если по Божественной воле / знаменитые бесплодные жены и произвели детей, / но Мария богоприлично просияла более всех рожденных; / ибо Она, Сама чудесно родившись от бездетной матери, / родила по плоти Бога всех / выше природы из бессеменного чрева, – / единственная Дверь единородного Сына Божия; / через нее пройдя, Он Её затворенной сохранил / и, все устроив мудро, как знает Сам, / произвел для всех людей спасение. (2) | |
Стефана Святоградца:Днесь неплодная врата отверзаются, / и дверь девическая Божественная предгрядет, / днесь плод раждати благодать начинает, / являющи миру Божию Матерь, / Eюже земная с Небесными совокупляются, / во спасение душ наших. (2) |
Стефана СвятоградцаВ сей день бесплодные врата отверзаются, / и выходит девственная Божественная Дверь; / в сей день приносить первые плоды начинает благодать, / являя миру Божию Матерь, / чрез Которую земное с небесным соединяется / для спасения душ наших. (2) |
|
Днесь всемирныя радости провозвещение, / днесь возвеяша ветри, / спасения провозвестницы, / eстества нашего разрешается неплодство: / неплоды бо мати показуется / девствующия и по рождестве Зиждителеве, / из Неяже чуждее присвояет Иже eстеством Бог / и заблуждшим Плотию спасение содевает, / Христос Человеколюбец, / и Избавитель душ наших. | Сей день – вступление всемирной радости, / в сей день повеяли ветры, предвестники спасения; / бесплодие природы нашей прекращается, / ибо бесплодная оказывается матерью / Той, Кто девствует и после рождения Создателя, / от Которой Бог по естеству усвояет чуждое Себе / и чрез плоть спасение обольщенным производит: / Христос человеколюбец и искупитель душ наших. | |
Днесь неплодная Анна раждает Богоoтроковицу, / от всех родов произбранную / в жилище всех Царя и Зиждителя, Христа Бога, / во исполнение Божественнаго смотрения, / имже наздахомся, земнороднии, / и обновихомся от тли к жизни неконечней. | В сей день неплодная Анна рождает Божию Отроковицу, / предъизбранную от всех родов / в обитель Царю всех и Творцу, Христу Богу, / для исполнения Божественного замысла, / которым мы, на земле рожденные, воссозданы / и обновлены из тления / к жизни непрекращающейся. | |
Слава, и ныне, 1-ю стихиру: Днесь Иже на разумных Престолех: | Слава, и ныне: В сей день почивающий на разумных престолах Бог: | |
Вход. Прокимен дне. | Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: |
Бытия чтение (глава 28):Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная. |
1. Бытия чтениеОтправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: «Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твоё, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе». И пробудился Иаков от сна своего и сказал: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» И убоялся и сказал: «Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это – врата небесные!» Быт 28:10–17 |
|
Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44)Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень. |
2. Пророчества Иезекииля чтение[Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет». И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4 |
|
Притчей чтение (глава 9)Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. |
3. Притчей чтениеПремудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: «Кто неразумен, пусть повернет ко мне!» И скудоумным она сказала: «Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании». Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого – опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости – страх Господень, и совет святых – разум; познать же Закон – свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни. Притч 9:1–11 |
|
На литии стихиры, глас 1,
|
Стихиры на литии
|
|
Начало нашего спасения, людие, днесь бысть: / се бо пронареченная от родов древних / Мати и Дева и приятелище Божие / от неплодове родитися происходит, / цвет от Иессея и от корене eго жезл прозябе. / Да радуется Адам праoтец, / и Eва да веселится радостию, / се бо созданная от ребра Адамова дщерь и Внуку блажит явственне: / родися бо мне, рече, избавление, / eгоже ради от уз адовых свобождуся. / Да радуется Давид, бия в гусли, / и да благословит Бога, / се бо Дева происходит от утробы неплодныя, / ко спасению душ наших. | В сей день явился, люди, / первый плод нашего спасения. / Ибо вот, предназначенная от родов древних Матерь и Дева / и вместилище Божие / появляется, рождаясь от неплодной. / Вырос цвет от Иессея и отрасль от корня его. / Да веселится праотец Адам / и Ева да ликует радостно. / Ибо вот, созданная из ребра Адамова, / она ясно восхваляет Дочь и Внучку свою. / «Ведь для меня, говорит она, родилось избавление, / благодаря которому от уз ада я освобожусь!» / Да веселится Давид, бряцая в гусли / и да благословляет Бога. / Ибо вот, Дева происходит от скалы бесплодной / для спасения душ наших. | |
Глас 2: Приидите, любодевственнии вси / и чистоты рачителие, / приидите, подымите любовию девства похвалу, / от камене твердаго текущий источник жизни / и от безчадствующия купину невещественнаго Oгня, / очищающаго и просвещающаго души наша. | Глас 2: Придите, все любители девства / и чистоты ревнители; / придите, примите с любовью Девства Похвалу, / текущий из твердой скалы Источник Жизни, / и от бездетной – Терновый Куст невещественного Огня, / очищающего и просвещающего души наши. |
Анатолия Патриарха:Что шум празднующих бывает? / Иоаким и Анна торжествуют тайно: / радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво, днесь, / яко имже древле преступлением затвориша рай, / плод благославен нам дадеся, / Богоoтроковица Мария, / отверзающи eго всем вход. |
Патриарха АнатолияЧто за шум праздничный раздается? / Иоаким и Анна таинственно торжествуют, возглашая: / «Радуйтесь с нами в сей день, Адам и Ева, / ибо для вас, затворивших в древности преступлением рай, / нам дарован славнейший плод – / Отроковица Божия Мария, / всем открывающая вход в него!» |
|
Пронареченная всех Царица, / Божие oбителище, / от неплодныя днесь утробы пройде Анны славныя, / Присносущнаго Существа Божественное пребывалище, / Eюже безстудный ад попрася / и всеродная Eва в твердую жизнь вводится. / Той достойно возопиим: / блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен. | Предназначенная быть всех Царицей, Божия обитель / в сей день из бесплодного чрева славной Анны произошла, / вечного Существа удел божественный. / Ею попран наглый ад, / и Ева, мать всех поколений, / вводится в незыблемую жизнь. / Ей по достоинству возгласим: / «Блаженна Ты между женами / и плод чрева Твоего благословен!» | |
Слава, и ныне, глас 8. Сергия Патриарха: |
Слава, и ныне, глас 8, Патриарха Сергия |
|
В благознаменитый день праздника нашего / вострубим духовною цевницею: / Яже бо от семене Давидова, днесь раждается Мати Живота, / тьму разрешающи, / Адамово обновление, и Eвино воззвание, / и нетления источник, тли пременение, / Eяже ради мы обожихомся / и от смерти избавлени быхом, / и возопиим Той с Гавриилом, вернии: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / Тебе ради даруя нам велию милость. | В знаменательный день праздника нашего / заиграем громогласно на духовной лире. / Ибо от семени Давидова / в сей день рождается Матерь Жизни, разгоняя тьму; / Адама воссоздание и Евы ко спасению призвание, / нетления источник, прекращение тления. / Чрез Нее мы обожены / и избавлены от смерти. / Воззовем же Ей с Гавриилом, верные: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / подающий нам через Тебя великую милость!» | |
На стиховне стихиры, глас 4, самогласны. |
Стихиры на стиховне, глас 4, Патриарха Германа |
|
Германа Патриарха: Всемирная радость от праведных возсия нам, / от Иоакима и Анны, Всепетая Дева, / Яже премногия ради чистоты / храм Божий одушевленный бывает / и eдина воистинну Богородица познавается. / Тоя молитвами, Христе Боже, / мир миру низпосли / и душам нашим велию милость. | Всемирная радость от праведных воссияла нам, – / от Иоакима и Анны – всепрославленная Дева, / Которая за преизбыток чистоты / одушевленным храмом Божиим становится / и одна поистине Богородицей является. / Её мольбами, Христе Боже, / мир миру ниспошли, / и душам нашим великую милость. | |
Стих: Слыши, Дщи, и виждь, / и приклони ухо Твое. | Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, / и склони ухо Твоё. Пс 44:11А | |
Ангеловым проречением / плод пречист от Иоакима и Анны, праведников, / днесь произыде Дева, / небо и престол Божий, / и приятелище Чистоты, / радость провозвещающи всему миру, / живота нашего Ходатаица, / клятвы отъятие, благословения подание. / Тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, / миру мир испроси / и душам нашим велию милость. | По предсказанию Ангела, всесвященное Дитя, / от Иоакима и Анны праведных / в сей день произошла Ты, Дева, / небо, и престол Божий, и вместилище чистоты, / открывающая радость всему миру, / жизни нашей Заступница, отмена проклятия, / дарование взамен благословения. / Потому в день рождества Твоего, Дева Богом призванная, / миру мир испроси, / и душам нашим великую милость. | |
Стих: Лицу Твоему помолятся / богатии людстии. | Стих: Лицо Твоё будут умолять / богатые из народа. Пс 44:13Б | |
Неплоды безчадная Анна / днесь руками да восплещет светло, / да светлоносят зeмная, царие да играют, / святителие во благословениих да веселятся, / да празднует весь мир: / се бо Царица и непорочная Невеста Oтча / от корене Иессеева прозябе. / Ктому жены в печалех не родят чад: / Радость бо процвете, и Живот всем человеком в мире жительствует. / И ктому дары Иоакимовы не возвращаются, / рыдание бо Анны в радость преложися: / срадуйтеся мне, глаголющи, весь избранный Израиль, / се бо даде ми Господь одушевленную палату / Божественныя славы Eго, / во oбщее веселие и радость / и спасение душ наших. | Бесплодная, не рождающая Анна / в сей день радостно да рукоплещет; / все земное да сияет, цари да ликуют, / да веселятся священники в благословениях, / да празднует весь мир. / Ибо вот, Царица и непорочная Невеста Отца / произросла из корня Иессеева. / Не будут больше жены в муках рождать детей, / ибо радость расцвела / и жизнь людей в свои права вступает в мiре. / Уже не возвращают Иоакиму дары, / ибо плач Анны изменился в радость. / «Радуйтесь со мною, – говорит она, – весь избранный Израиль; / ибо вот, Господь дал мне одушевленный Дворец / Божественной славы Своей / к общему веселию, и радости, / и ко спасению душ наших!» |
НА УТРЕНИНа Бог Господь: тропарь праздника, трижды: |
НА УТРЕНИ |
|
Тропарь, глас 4:Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. |
Тропарь, глас 4Рождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
|
По 1 стихословии седален, глас 4.
|
По 1 стихословии седален, глас 4
|
|
Возопий, Давиде, что клятся тебе Бог? / Яже мне клятся, рече, и исполни уже: / от плода чрева моего давый Девицу, / из Неяже Содетель Христос, Новый Адам родися, Царь на престоле моем; / и царствует днесь, имеяй Царство недвижимо. / Неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. | Возгласи, Давид, в чем поклялся тебе Бог? / «То, в чем Он мне поклялся, – говорит, – / вот, уже исполнил, / дав от плода чрева моего Деву, / от Которой родился Создатель Христос, новый Адам, / Царь на престоле моем; и царствует Он ныне, / имея царство непоколебимое». / Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей! | |
Слава, и ныне, тойже. | Слава, и ныне: повторяем то же. | |
По 2 стихословии седален, глас 4.
|
По 2 стихословии седален, глас 4
|
|
От корене Иессеева и от чресл Давидовых / Богоотроковица Мариам раждается днесь нам; / радостию бо радуются всяческая и обновляются. / Срадуйтеся купно, Небо и земля, / восхвалите Ю, отечествия язык! Иоаким веселится, и Анна торжествует, зовущи: / неплоды раждает Богородицу и Питатальницу Жизни нашея. | От корня Иессеева и из чресл Давидовых / Божия Отроковица Мариам / в сей день рождается нам, / и вся обновленной и обоженной является. / Радуйтесь вместе, небо и земля, / восхвалите Ее, племена народов! / Иоаким веселится и Анна торжествует, взывая: / «Неплодная рождает Богородицу / и Питательницу Жизни нашей!» | |
Слава, и ныне, тойже. | Слава, и ныне: повторяем то же. | |
Величание:Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим святых Твоих родителей, / и всеславное славим / рождество Твое. |
ВеличаниеВеличаем Тебя, Пресвятая Дева, / и чтим святых Твоих родителей / и всеславное славим / рождество Твое. |
|
Псалом избранный:Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. / Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю. / Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. / Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. / Бог посреде его, и не подвижится. / Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. / От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. / Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище себе. / Освятил есть селение Свое Вышний. / Святыня и велелепота во святиле его. / Свят храм твой, дивен в правде. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней. / Помяну имя Твое во всяком роде и роде. / Благословен Господь во век, и в век века. |
Псалом избранныйВспомни, Господи, Давида и всю кротость его. / Как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова. / Вот, мы услышали, что оно в Ефрафе, нашли его на равнинах лесистых. / Славное сказано о тебе, город Божий. / Бог посреди него, и он не поколеблется. / Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. / От плода чрева твоего посажу на престоле твоём. / Ибо избрал Господь Сион, выбрал его в жилище Себе. / Освятил обитель Свою Всевышний. / Святость и великолепие во святилище Его. / Свят храм Твой, дивен в правде. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. / Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. / Благословен Господь вовек, и во век века. |
|
Слава, и ныне: Аллилуия (3). | Пс 131:1; 131:2; 131:6; 86:3; 45:6А; 131:11А; 131:11Б; 131:13; 45:5Б; 95:6Б; 64:5Г; 92:5Б; 44:18А; 88:53А | |
По полиелеи седален, глас 8.
|
После полиелея седален, глас 8
|
|
Да радуется Небо, и земля да веселится: / Божие бо небо на земли родися, Богоневестная Сия, от обетования. / Неплоды Младенца доит Марию, и радуется о рождестве Иоаким: / жезл, глаголя, родися мне, / из негоже Цвет Христос прозябе, / из корене Давидова. / Воистину чудо преславно! | Да ликует небо, земля да веселится, / ибо Божие Небо на земле, / эта Богоневеста родилась по обетованию. / Неплодная кормит грудью младенца Мариам, / и радуется этому рождению Иоаким, и возглашает: / «Жезл мне родился, из которого цвет – Христос, / произрос от корня Давидова. / Поистине, чудо предивное!» | |
Слава, и ныне, глас тойже: Обновися, Адаме, радуйся, Ево, веселися, Давиде, благодушствуй Анно, / ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно; / ликует, обновльшися, вся земля / и радуется, одеяна во одежду; / всяк язык, ликуя, да вопиет Марии: / блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жизни нашея. | Слава, и ныне, глас тот же: Обновись Адам, радуйся, Ева; / веселись, Давид, благодушествуй Анна: / ибо Матерь Создателя Твоего рождается преславно. / Обновившись, ликует вся земля / и радуется, облеченная в праздничную одежду; / всякий народ, ликуя, да взывает Марии: / «Блажен дом Давидов, / что питает Питательницу Жизни нашей!» | |
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. | Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. | |
Прокимен, глас 4:Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви. |
Прокимен, глас 4Вспомнят имя Твоё / во всяком роде и роде. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:18А, 2А |
Песнь 3.Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умерщвлей грех, / и страх Твой всади / в сердца нас, поющих Тя. |
Песнь 3Канон 1. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой внедри / в сердца нас, воспевающих Тебя. |
|
Непорочно Богу пожившии, / всех родисте Спасение, / богомудрии родителе / Зиждителя Рождшия и Бога нашего. | Непорочно пожив для Бога, / всех спасение зачали / богомудрые родители / Родившей Создателя и Бога нашего. | |
Всем жизнь источаяй Господь / от неплодове произведе Деву, / в Нюже вселитися изволи, / и по Рождестве сохранив нетленну. | Источающий всем жизнь Господь / произвел от бесплодной Деву, / в Которую благоволил вселиться, / после родов сохранив Её непорочной. | |
Аннин плод, Марию, днесь, / Грозд рождшую живоносный, / яко Богородицу воспоим, / Предстательницу же всех, и Помощницу. | Анны плод – Марию, / Гроздь родившую живоносную, / в сей день как Богородицу воспоем, / и для всех – Защиту и Помощь. | |
Ин. Ирмос: Утвердися сердце мое во Господе, / вознесеся рог мой в Бозе моем, / разширишася на враги моя уста моя, / возвеселихся о спасении Твоем. | Канон 2. Ирмос: Утвердилось сердце мое в Господе, / вознесся рог мой в Боге моем, / широко раскрылись на врагов моих уста мои, / возвеселился я о спасении Твоем. | |
Воспитавшися во Святая Святых, / Дево Пречистая Богородице, / вышши явилася еси твари, / Зиждителя плотию порождши. | Воспитавшись во Святом Святых, / Дева пречистая, Богородица, / Ты явилась высшей всего творения, / родив Создателя по плоти. | |
Благословенно чрево твое, целомудренная Анно, / плод бо израстила еси девства, / Юже безсеменно Питателя твари рождшую / и Избавителя Иисуса. | Благословенно чрево Твое, / целомудренная Анна; / ибо произрастило оно девства плод – / Родившую без семени Питателя всего творения / и Искупителя Иисуса. | |
Тя блажит, Приснодево, вся тварь, / от Анны днесь рождшуюся, / от корене Иессеева жезл, / пречист цвет, Христа, израстившую. | Все творение именует / Тебя блаженной, Приснодева, / от Анны в сей день рожденную, / жезл непорочный от корня Иессеева, / произрастивший цвет – Христа. | |
Тя вышшую всея твари, Богородице, / показуя, Чистая, Сын Твой, / еже от Анны величит Твое рождество / и всех веселит днесь. | Сын Твой, Богородица пречистая, / являя Тебя высшей всего творения, / возвеличивает рождество Твое от Анны / и всех сегодня веселит. | |
Троичен: Тебе покланяемся, Отче, Безначальне Существом, / поем Безлетнаго Сына Твоего / и чтем Соприсносущнаго Духа Твоего, / яко Единаго Трое естеством Бога. | Троичен: Тебе поклоняемся, / Отче, безначальный существом; / воспеваем вневременного Твоего Сына, / и столь же вечного Духа почитаем: / Трех – как естеством единого Бога. | |
Богородичен: Светодавца и Начальника жизни человеческия рождшая, Чистая Богородице, / явилася еси сокровище жизни нашея / и дверь неприступнаго Света. | Богородичен: Родив света Подателя / и Начальника жизни человеческой, / Ты, пречистая Богородица, / явилась сокровищем жизни нашей / и дверью неприступного Света. | |
Катавасия: Жезл во образ тайны приемлется, / прозябением бо предразсуждает священника; / неплодящей же прежде Церкви, / ныне процвете Древо Креста, / в державу и утверждение. | Катавасия: Жезл берется как образ таинства: / ибо произрастанием он указывает священника; / а для Церкви, прежде бесплодной, ныне расцвело / древо Креста к её силе и утверждению. | |
Седален, глас 4.
|
Седален, глас 4
|
|
Дева Мария и Богородица истинно, / яко облак света, днесь возсия нам / и от праведных предгрядет в славу нашу. / Не ктому Адам осуждается, / и Ева от уз свободися, / и сего ради зовем, вопиюще со дерзновением единей Чистей: / радость возвещает рождество Твое всей вселенней. | Мариам, поистине Дева и Богородица, / как облако светлое в сей день воссияла нам / и от праведных появляется к славе нашей. / Адам больше не осуждается, / и Ева освобождена от уз. / Потому и мы взываем, / восклицая с дерзновением к единой чистой: / «Радость возвещает рождество Твое всей вселенной!» | |
Слава, и ныне, тойже. | Слава, и ныне: повторяем то же. [По греческому уставу – ипакои, глас 2.Дверью непроходимой, / Единым Богом нашим хранимой, / назвал пророк святую Деву, / чрез Которую прошел Господь, / от Которой произошел Всевышний, / и оставил Её запечатанной по-прежнему, / избавляя от тления нашу жизнь.] | |
Песнь 4.Ирмос: Услышах, Господи, / слух Твоего смотрения / и прославих Тя, / Едине Человеколюбче. |
Песнь 4Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи, / весть о Твоем замысле, / и прославил Тебя, / единый Человеколюбец. |
|
Воспеваем Тя, Господи, / верным спасительное пристанище подавшаго всем, / Тебе Рождшую. | Воспеваем Тебя, Господи, / даровавшего всем верным спасительную пристань – / во чреве Тебя Носившую. | |
Тя, Богоневесто, / похвалу всем Христос яви и державу / поющим верно Твое таинство. | Тебя, Невеста Божия, / Христос явил хвалой и силою для всех, / воспевающих с верою Твое таинство. | |
Неискусобрачная Владычице, / Твоими молитвами избавляеми прегрешений, / благоразумно вси Тя ублажаем. | Брака не познавшая Владычица! / Твоими мольбами избавляясь от согрешений, / мы все Тебя благодарно прославляем. | |
Ин. Ирмос: Пророк Аввакум умныма очима / провиде, Господи, пришествие Твое, / тем и вопияше: от юга приидет Бог. / Слава силе Твоей, / слава снизхождению Твоему. | Канон 2 . Ирмос: Пророк Аввакум / предвидел мысленными очами / пришествие Твое, Господи, / потому и восклицал: / «От Фемана придет Бог; / слава силе Твоей, слава снисхождению Твоему!» | |
Патриарх Иаков, провидев, Спасе, величия ясно строения Твоего, / вопияше Духом, ко Иуде глаголя тайно: / от леторасли возшел еси, Сыне мой, / возвещая Тя от Девы Бога. | Патриарх Иаков, предвидев ясно / великие дела домостроительства Твоего, Спаситель, / взывал в Духе, возглашая таинственно Иуде: / «От отрасли моей взошел ты, сын!» – / возвещая о Тебе, рожденном от Девы Боге. | |
Ныне жезл Ааронов, от корене Давидова прозябший, / ныне Дева Чистая происходит, / и сликовствует Небо и земля, и вся отечествия языков, / и Анна и Иоаким таинственно. | Ныне жезл Ааронов, / от корня Давидова произросший, / ныне Дева чистая от Анны происходит, / и ликуют вместе небо и земля, / и все племена народов, / и Анна и Иоаким, таинственно. | |
Ныне да веселится Небо, да радуется же земля, и да ликует Иоаким и Давид: / ов убо яко родитель Твой, истинно рождшия Бога, / ов же яко праотец Твой, / проповедая Твоя величествия, Чистая. | Ныне да веселится небо, / да радуется и земля, / и да ликуют Иоаким и Давид: / один – как родитель Твой, / Бога поистине Родившая, / а другой как предок Твой, / возвещают величие Твое, Чистая. | |
Срадуется Тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная: / Избавителя бо тоя Матерь процвела еси, / Юже от корене прозябшую Давидова, / жезл силы, нам носящую Цвет, Христа. | С тобою, богомудрая Анна, / сегодня радуется вселенная: / ибо произвела ты Матерь Избавителя её, / жезл силы, произросший от корня Давидова, / приносящий нам цвет – Христа. | |
Троичен: Славлю Безначальна Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, / Единосущную Троицу Несозданную, / Ейже предстоят Серафими благоговейно, зовуще: / Свят, Свят, Свят еси, Боже. | Троичен: Прославляю безначального Бога – / Отца, и Сына, и Святого Духа, / единосущную, несозданную Троицу, / Которой Серафимы предстоят, взывая благоговейно: / «Свят, Свят, Свят Ты, Боже!» | |
Богородичен: Пребезначальное Начало начало приемлет из Тебе, Богородительнице, плотским временем / и пребывает собезначально и воплощься Слово Отчее и Духу соприсносущное, / сохраняя Божественное достоинство. | Богородичен: Пребезначальное Начало / берет начало из Тебя, Божия Родительница, / во времени земном / и, воплотившись, пребывает / Словом, Отцу собезначальным / и столь же вечным, как и Дух, / сохраняя Божественное достоинство. | |
Катавасия: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество. | Катавасия: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои, / и прославил Твое Божество. |
Песнь 5.Ирмос: Сеннописанный мрак гаданий разорив / и верных прибытием истины, / Богоотроковицею, озарив сердца, / и нас светом Твоим, Христе, настави. |
Песнь 5Канон 1. Ирмос: Рассеяв мглу загадок, неясную как тень, / и озарив приходом истины / чрез Богоотроковицу верных сердца, / путеводи и нас, Христе, Твоим светом. |
|
Воспоим, людие, всех вину / сущаго по нам быти Виновнаго: / Еяже образу радовахуся сподобляеми пророцы, / явленное спасение от Тоя плодяще. | Воспоем, люди, Виновницу того, / что Виновник всего стал нам сообразен, / Ту, Чей образ сподобляясь видеть, радовались пророки, / получая от Неё плод – непреложное спасение. | |
От суха прозябение жезла иереева / Израилю показа проразсуждение, / и ныне светлость прозябших преславно светит, / от неплодове всеславное рождение. | Отпрыск от жезла иссохшего / указал Израилю на выбор священника: / и ныне всеславно Зачатая от бесплодной / необычайно умножает блеск родивших. | |
Ин. Ирмос: Господи Боже наш / мир даждь нам, / Господи Боже наш, стяжи ны, / Господи, разве Тебе иного не вемы, / Имя Твое именуем. | Канон 2. Ирмос: Господи Боже наш, / мир даруй нам; / Господи Боже наш, возьми нас Себе; / Господи, кроме Тебя мы иного не знаем, / имя Твое именуем. | |
Пречистое Твое рождество, Дева Непорочная, несказанное, / и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое, / Невесто неневестная, / Бог бо бе, весь в мя облекийся. | Пречисто рождество Твое, Дева непорочная, / несказанно и зачатие, и чревоношение, / неизреченны и роды Твои, / Невеста брака не познавшая: / ибо рожден был Бог, / всецело в меня облекшийся. | |
Днесь да веселятся ангельстии чини, / песньми да ликуют сущии из Адама: / родися бо жезл, Цвет возрастивший, Христа, / Единаго Избавителя нашего. | В сей день да веселятся Ангельские полки, / да ликуют с песнями те, кто от Адама: / ибо родился жезл, произрастивший цвет – Христа, / единого Избавителя Адамова. | |
Днесь Ева разрешается осуждения, / разрешается же и неплодство, / и Адам древния клятвы о рождестве Твоем, / Тобою бо от тли избавихомся. | В сей день Ева избавилась от осуждения, / избавился и Адам от древнего проклятия, / при рождении Твоем взывающий к Тебе, Пречистая: / «В Тебе мы от тления избавлены!» | |
Слава Тебе, Прославльшему неплодную днесь: / роди бо жезл присноцветущий от обещания, / от негоже прозябе Христос, / Цвет жизни нашея. | Слава Тебе, в сей день прославившему бесплодную; / ибо она родила по обетованию / Жезл вечно цветущий, от которого произрос / Христос, цвет жизни нашей. | |
Троичен: Слава Тебе, Отче Святый, Боже Нерожденне; / слава Тебе, Сыне Безлетне, Единородне; / слава Тебе, Душе Божественный и Сопрестольный, / от Отца происходяй и в Сыне пребываяй. | Троичен: Слава Тебе, Отче святой, Боже нерожденный! / Слава Тебе, Сын вневременный, единородный! / Слава Тебе, Дух Божественный и сопрестольный, / исходящий от Отца и в Сыне пребывающий! | |
Богородичен: Бысть чрево Твое Солнца носило, / пребысть чистота Твоя, якоже прежде, невредима, Дево, / Христос бо Солнце, / яко от чертога жених, явися из Тебе. | Богородичен: Стало чрево Твое святой трапезой; / пребыла чистота Твоя, как прежде, нерушимой, Дева; / ибо Солнце – Христос явился из Тебя, / как Жених из брачного чертога. | |
Катавасия: О треблаженное Древо, / на немже распяся Христос, Царь и Господь, / Имже паде древом прельстивый, / тобою прельстився, / Богу пригвоздившуся Плотию, / подающему мир душам нашим. | Катавасия: О трижды блаженное Древо, / на котором был распят Христос, Царь и Господь, / чрез которое пал обольстивший древом, / сам уловленный Богом, / на тебе пригвожденном плотию, / дарующим мир душам нашим! |
Песнь 9.Ирмос: Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, / плотски к нам пришедшаго, / из боку Девичу неизреченно воплотившая, / Благословенная Всечистая, / Тя, Богородице, величаем. |
Песнь 9Канон 1. Ирмос: Бога, светило, прежде солнца воссиявшее, / к нам во плоти пришедшего, / из девственных недр неизреченно воплотившая, /благословенная, пречистая! / Мы Тебя, Богородица, величаем. |
|
Иже непокоривым людем из камене источив воду, / благопокоривым же языком дарует от чресл неплодных плод на веселие нам, / Тя, Богомати Пречистая, / Юже достойно величаем. | Непокорным людям из утеса потоки источивший / послушным Ему народам дарует / из неплодных недр плод на радость нам – / Тебя, Богоматерь пречистая, / Которую мы достойно величаем. | |
Напраснаго древняго Отъятельницу осуждения и праматере исправление, / Юже рода к Богу вину присвоения, к Зиждителю мост, / Тя, Богородице, величаем. | Избавительницу от строгого древнего приговора / и праматери исправление, / Виновницу рода нашего с Богом примирения, / к Творцу приводящий мост, – / мы Тебя, Богородица величаем. | |
Ин. Другий припев: Величай, душе моя, / от неплодове рождшуюся Деву Марию. | Канон 2. Припев: Величай, душа моя, / родившуюся от неплодной Деву Марию. | |
Ирмос: Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе, Богородице, / обоя устроишася. / Тем Тя, вся племена земная, / непрестанно величаем. | Ирмос: Чуждое матерям девство / и несвойственное девам деторождение – / то и другое совершилось на Тебе, Богородица: / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем. | |
Достойное, Богомати, / Твоея чистоты рождество наследовала еси чрез обещание: / иногда бо неплодней богопрозябен плод вдалася еси. / Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем. | Достойное чистоты Твоей рождение / унаследовала Ты, Богоматерь, по обетованию; / ибо Ты была дарована некогда бесплодной / как Богом произращенный плод; / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем. | |
Исполнися вопиющаго пророчество, / глаголет бо: возставлю скинию падшую священнаго Давида, / в Тебе, Чистая, прообразившуюся, / Еяже ради всех человеков персть в Тело создася Божие. | Исполнилось пророчество взывающего: / «Восстановлю, – он говорит, – скинию упавшую святилища Давида», / ибо осуществлен этот прообраз в Тебе, Пречистая, / чрез Которую весь человеческий прах / воссоздался в тело Божие. | |
Пеленам покланяемся Твоим, Богородице, / славим Давшаго плод прежде неплодней / и Отверзшаго ложесна нераждающей преславно. / Творит бо вся, елика хощет, Бог сый самовластен. | Поклоняемся пеленам Твоим, Богородица; / славим Давшего плод бесплодной прежде / и чудесно чрево не рождавшей Отверзшего; / ибо все, что хочет Он творит, / будучи Богом всемогущим. | |
Яко дар Тебе, Богородице, песнопение, от Анны рождшейся, верно дароносим: / матери Матерь, девы же Деву едину, / славословяще, покланяемся Тебе, поем и славим. | (Тебе, Богородица, родившейся от Анны, / мы, как дар, с верою приносим песнь, / славословя матери – Мать, а девы – единственную Деву, / поклоняемся Тебе, поем и славим.) | |
[Произрастила ты, Невесты родительница, Анна Богомудрая, / из чрева сверх надежды и по обетованию / девством насажденный Цвет, / Богом произращенную чистоты Красу; / потому мы все тебя блаженной именуем, / как корень жизни нашей.] | ||
Троичен: Чужде есть беззаконным славити Безначальную Троицу, / Отца, и Сына же, и Святаго Духа, / несозданное Вседержавство, / Еюже мир весь содержится манием державы Ея. | Троичен: Чуждо для беззаконных славить безначальную Троицу, / Отца, как и Сына, и Святого Духа, / несотворенное всевластие, / Которою держится весь мир / по мановению Её могущества. | |
Богородичен: Вместила еси во утробе Твоей, Дево Мати, Единаго от Троицы, Христа Царя, / Егоже поет вся тварь и трепещут вышнии чини: / Того моли, Всечистая, спастися душам нашим. | Богородичен: Ты вместила во чреве Твоем, Дева-Матерь, / Одного из Троицы, Христа Царя, / Которого воспевает все творение / и пред Кем трепещут вышние Престолы. / Его моли, Всесвященная, / о спасении душ наших. | |
Катавасия с припевы праздника: Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся ему, Тя величаем. | Катавасия с припевами праздника: Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь ему, мы Тебя величаем. | |
И другий: Снедию древа роду прибывшая смерть / Крестом упразднися днесь, / ибо праматерняя всеродная клятва разрушися / прозябением Чистыя Богоматере, / Юже вся Силы Небесныя величают. | Иная: Смерть, постигшая род наш через вкушение от древа, / в сей день упразднена Крестом; / ибо всеобщее проклятие за вину праматери / разрушено Отраслью чистой Богоматери, / Которую все Силы Небесные величают. | |
Светилен:От неплодныя днесь Анны цвет произыде, Богородица, / вся благовония Божественнаго исполняющи концы мира / и радости всю наполняющи тварь, / Юже поюще, достойно восхваляем, / яко сущу земнородных превышшую. (2) |
СветиленОт неплодной Анны в сей день / цвет взошел – Богородица, / наполняющая Божественным благовонием все мира концы / и радостью исполняющая все творение. / Её мы, воспевая, достойно восхваляем, / как истинно превосходящую земнородных. (2) |
|
[По греческому уставу: Радуются в сей день вселенной концы / при рождении Твоем, Мария Отроковица, / Бога носившая во чреве / и брака не познавшая Невеста: / им окончила Ты и тягостное поношение за бездетность Тебя родивших, / и праматери Евы проклятие в муках рождать.] |
Слава, и ныне: Адаме, обновися, и Ева, возвеличися, / пророцы, со апостолы ликуйте и праведными, / общая бо радость возсия, Ангелов же и человеков / от праведных днесь Иоакима и Анны, Богородица Мария. | Слава, и ныне: Адам, обновись; Ева, возвеличься; / пророки, ликуйте с Апостолами и праведниками; / общая радость в мире и Ангелам, и людям: / от праведных Иоакима и Анны / в сей день рождается Богородица. | |
На хвалитех стихиры, на 4, глас 1.
|
На «хвалите» стихиры на 4, глас 1
|
|
О, дивнаго чудесе! / Источник Жизни / от неплодныя раждается, / и благодать плодородити светло начинается, / веселися, Иоакиме, / Богородицы быв родитель: / несть ин, якоже ты, / земнородных родителей, богоприятне: / боговместимая бо Oтроковица, / Божие селение, пресвятая гора / тобою нам даровася. (2) | О дивное чудо! / Источник жизни от неплодной рождается / и благодать приносить первые плоды / с блеском начинает. / Веселись, Иоаким, / став родителем Богородицы. / Нет такого, как ты, боговдохновеный, / между земнородными родителями. / Ибо вместившая Бога Отроковица, Божия обитель, / гора всесвятая от тебя нам дарована. (2) | |
О, дивнаго чудесе! / От неплодове плод возсия / мановением всех Содетеля и Вседержителя, / доблественно мирское благих разреши неплодство. / Матeри с материю Богородичною ликуйте, зовуще: / Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь, / подаяй миру Тобою велию милость. | О дивное чудо! / От неплодной воссиявший плод / по мановению Создателя всего и Вседержителя / мощно прекратил бесплодие мира в добре. / Матери, возликуйте / с матерью Богородицы, восклицая: / «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру / чрез Тебя великую милость. | |
Столп целомудрия одушевлен / и светлое приятелище, блистающееся благодатию, / Анна благославная явльшися, / породи забрало воистинну девства, / Божественное процветение: / Яже всем девствeнным / и девства желающим дарование, / девства доброту яве подающую, / и дарующую всем верным велию милость. | Славная Анна, / одушевленным столпом целомудрия явившись, / светлою обителью, благодатию блистающей, / родила поистине девства оплот, / Божественное цветение, / всем девственницам и желающим девства дар, / девства красотою награждающую явственно / и всем верным подающую великую милость. | |
Слава, и ныне, глас 6. Самогласен: Сей день Господень, / радуйтеся, людие: / се бо Света чертог / и книга Слова Животнаго / из утробы произыде, / и Яже к востоком дверь, рождшися, / ожидает входа Святителя великаго, / eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, / во спасение душ наших. | Слава, и ныне, глас 6: Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших. | |
Славословие великое. По Трисвятом тропарь праздника единожды и ектении. | Славословие великое. | |
Отпуст:Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. |
ОтпустХристос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец. |
|
Знаменуются же братия от иерея святым елеем, и поем стихиру самогласну праздника, юже хощет екклисиарх. |
НА ЛИТУРГИИБлаженны от канона 2-го гласа, песнь 3-я, на 4, и 8-го гласа, песнь 6-я, на 4. |
НА ЛИТУРГИИИзобразительны; блаженны: 1-го канона песнь 3-я на 4, и 2-го канона песнь 6-я на 4. |
|
Если изволит настоятель, поем антифоны праздника.
Антифон 1Стих 1: Вспомни, Господи, Давида / и всю кротость его. Пс 131:1 По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас. Стих 2: Вот, мы услышали, что оно в Ефрафе, / нашли его на равнинах лесистых. Пс 131:6 По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас. Стих 3: Славное сказано о тебе, / город Божий. Пс 86:3 По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас. Стих 4: Бог посреди него, / и он не поколеблется. Пс 45:6А По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас. Антифон 2Стих 1: Клялся Господь Давиду в истине / и не отречется от неё. Пс 131:11А Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 2: От плода чрева твоего / посажу на престоле твоём. Пс 131:11Б Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 3: Там возращу рог Давиду, / приготовил Я светильник помазаннику Моему. Пс 131:17 Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 4: Ибо избрал Господь Сион, / выбрал его в жилище Себе. Пс 131:13 Спаси нас, Сын Божий, / дивный во святых, поющих Тебе: аллилуиа. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3Стих 1: Здесь поселюсь, / ибо Я избрал Её. Пс 131:14Б |
Тропарь, глас 4:Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. |
Тропарь, глас 4Рождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
|
Стих 2: Освятил обитель / Свою Всевышний. Пс 45:5БТропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Стих 3: Свят храм Твой, / дивен в правде. Пс 64:5Г
Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Стих 4: Святость и великолепие / во святилище Его. Пс 95:6Б Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: ВходПридите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сын Божий, / по молитвам Богородицы, поющих Тебе: / аллилуиа. Тропарь: Рождество Твоё, Богородица Дева: Слава, и ныне: |
||
Кондак, глас 4:Иоаким и Анна поношения безчадства / и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. |
Кондак, глас 4Иоаким и Анна от поношения за бездетность / и Адам и Ева от тления смертного освободились / святым Твоим рождеством, Пречистая. / Его празднуют и люди Твои, / от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: / «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!» Трисвятое. |
|
Прокимен, песнь Богородицы, глас 3:Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди. |
Прокимен, глас 3, песнь БогородицыВеличает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Лк 1:46 – 48 |
|
Апостол к Филипписием, зачало 240:Братие, сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу. Но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек. Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Да о имени Иисусове всяко колено поклонится Небесных, и земных, и преисподних. И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. |
Послание к Филиппийцам, зачало 240Братья, те же мысли да будут в вас, что и во Христе Иисусе: Он, будучи во образе Божием, не считал для Себя хищением быть равным Богу, но Самого Себя умалил, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца. Флп 2:5–11 |
|
Аллилуия, глас 8:Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. |
Аллилуиа, глас 8Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11А, 13Б |
|
Евангелие Луки, зачало 54:Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея. |
Евангелие от Луки, зачало 54В то время вошел Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у нее была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне». В ответ же сказал ей Господь: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее». |
|
Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е. | Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили!» Он же сказал: «Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!» Лк 10:38–42; 11:27–28 |
Вместо Достойно:Величай, душе моя, / преславное рождество Божия Матере. |
Вместо «Достойно»Величай, душа моя, / преславное рождество Божией Матери. |
|
Ирмос, глас 8: Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе, Богородице, / обоя устроишася. / Тем Тя, вся племена земная, / непрестанно величаем. | Ирмос, глас 8: Чуждое матерям девство / и несвойственное девам деторождение – / то и другое совершилось на Тебе, Богородица: / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем. | |
И до отдания. | И до отдания. | |
Причастен:Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. |
ПричастенЧашу спасения приму и имя Господне призову. Аллилуиа. (3) Пс 115:4 |
|
Бывает же на трапезе утешение братии, довольно же и духовно. |
(Перевод стихир привдится по изданию М. Скабалланович Рождество Пресвятой Богородицы, Пролог, Киев, 2004.)