Лучшим постным блюдом были бутерброды с маргарином
На вопрос, для чего Церковь ввела Рождественский пост, я ответил для себя так: чтобы наше сознание, наше сердце и разум сделать ясными, способными вместить понимание, что значит для всех нас Рождение Господа.
Лично для меня особое ощущение Рождества связано с обучением в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре. Мне повезло, что я учился на очном отделении. Мы пели в академическом хоре, к тому же пришлось быть помощником регента. А как только начинался пост, мы разучивали и пели ирмосы Рождества: «Христос рождается – славите!» И наступало особенное рождественское, зимнее настроение.
В 90-е годы с едой и деньгами было как-то не очень.
Для нас лучшим блюдом Рождественского поста были бутерброды с маргарином Rama, намазанные шпротным паштетом.
День за днем, ожидая праздник, мы готовились, пели рождественскую катавасию. На этом фоне и Новый год перестал считаться особым событием, как мы привыкли с детства, главным становилось Рождество.
Но теперь я немного завидую неофитам с их горением, свежим чувствованием. Приятно, радостно смотреть на лица недавно обращенных людей, мирян, недавно рукоположенных священников, на их сияющие глаза. И ты просишь Бога, чтобы у них не притуплялась острота переживания и чтобы она вернулась так же к тебе.
Думаю, для любого священника, а тем более для руководителя, ключаря, настоятеля, к сожалению, именно сакральное, особое переживание этого праздника несколько смазывается из-за забот, приготовлений. Надо и детям воскресной школы к этому празднику обеспечить подарки. Надо обеспечить службу, чтобы она прошла превосходно… И это, наверное, не очень хорошо.
Почему не хочется называть Рождество праздником
Но у мирян есть свой риск – за елками, Дедами Морозами, за приготовлением спектаклей и подарков забыть, что все это лишь иллюстрирует переживание Рождения в мир Богомладенца. И как раз именно Рождественский пост не дает нам забыть об этом.
Как это реализовать? В эти дни можно читать литературу, связанную с толкованием Евангелия, и, конечно, само Евангелие. Хорошо почитать ветхозаветные пророчества Михея и Исаии, Даниила и Малахии, чтобы проникнуться тем, как ветхозаветный мир с жаждой ожидал этот праздник.
Хотя даже не хочется называть это событие праздником. Ведь Господь пришел не для того, чтобы с триумфом вступить в этот мир, стать над ним. Он пришел для того, чтобы стать членом социума, таким же, как мы, преодолеть нашу греховную составляющую и прожить ту жизнь, которую должен был прожить первый Адам – наш праотец. Исправить это и умереть, чтобы воскреснуть и преобразить.
На словах это все говорится как-то просто, но переживается каждым верующим глубоко по-своему.
Кто-то начинает прикасаться, осознавать чудо Боговоплощения, узнав радость материнства. И человек вдруг отчетливо начинает понимать не только радость этого события, но чувствовать боль от понимания, через что предстоит пройти Младенцу и Его Матери, Которая услышит пророчество Симеона Богоприимца: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). В радости ожидания Рождества раскрывается и скорбь нашей человеческой жизни…
Я знал трагические истории, когда с утратой близких люди находили Бога именно в Рождестве, обретая надежду.
Поэтому универсальных рекомендаций, которыми можно было бы разложить подготовку к Рождеству по пунктам для всех – нет.
Рождество заставляет изменить себя, и это неудобно
Если честно, Христос не нужен обществу. Классический пример – исцеление бесноватого в Гадаринской стране. Что, люди обрадовались и сказали: «О, как же здорово, человек жил в пещерах, а теперь вот сидит причесанный, умный и разумный?»
Нет, они, испугавшись, сказали: «Иди-ка Ты отсюда, отойди от наших земель».
Потому что Его присутствие заставляет изменить себя.
Также и Рождество заставляет изменить себя. А общество прикрывает его чем угодно: елками, Санта Клаусами, подарками, Дедами Морозами, чтобы затмить неудобную для себя позицию, что да, праздник праздником, но Христос пришел для тебя лично.
Для того, чтобы свое сердце ты устроил Яслями, способными Его принять.