Совет Федерации внесет на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предполагающий обязательную регистрацию волонтеров в специальном реестре. О том, что это принесет волонтерскому движению, если вдруг законопроект в таком виде будет принят — директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.
Прочитала нашумевший сегодня проект закона о добровольчестве (волонтерстве). Окончательная ли это версия документа, или в Думу было передано что-то другое, сказать не могу. Но в той редакции, в которой документ попал в мои руки, на работу нашего фонда законопроект всерьез не повлияет.
Если проект станет законом, то в жизни страны случатся такие изменения.
Во-первых, появится уполномоченный «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой деятельности». Этот орган будет формировать государственную политику в области добровольчества, регистрировать добровольцев, вести реестр добровольцев и выдавать добровольцам личные книжки. Еще этот орган создаст информационную сеть добровольчества и будет публиковать волонтерские вакансии. А также проводить совещания, конференции и круглые слоты. Прямо скажем, будущий «уполномоченный орган» не сильно употеет, труждаясь. Однако деньги на эти книжки, реестры и круглые столы и работу «органа» государство, видимо, выделит.
Радует одно: эти книжки и реестры не являются обязательными. То есть волонтерам фонда «Подари жизнь», например, совсем необязательно вставать на учет в госорганах и оформлять книжки. Однако, если фонд примет к себе волонтера с книжкой, то фонду придется вносить в эту книжку записи о характере работ и отработанных волонтеро-часах.
Для чего могут понадобиться записи о «волонтеро-часах» самому волонтеру, не очень понятно. По описанию волонтерская книжка сильно напоминает трудовую, разве что на будущую пенсию записи в этой книжке не влияют. И на что они вообще влияют –загадка. И кто будет оплачивать выдачу книжек: сам волонтер или их дадут бесплатно за счет федерального бюджета (или бюджета субъекта федерации)? Проект закона не дает ответа на эти вопросы.
Загадочной является норма о том, что может быть предусмотрено «полное или частичное освобождение добровольцев от оплаты государственных и муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством». В каких случаях? Если они уже предусмотрены каким-то законодательством, то зачем повторять эту мысль отдельно в законе о волонтерстве? Если не предусмотрены, то хотелось бы знать, в каких именно случаях, и почему «могут быть», а не «гарантируется»?
Проект закона предусматривает возможность заключить с волонтером договора гражданско-правового характера и в рамках договора — компенсировать волонтеру затраты на проезд, например, или выдать спецодежду. В принципе, и сейчас у нашего фонда нет никаких к этому препятствий. В 2011 году были даже приняты поправки к Налоговому кодексу, согласно которым волонтер освобождается от уплаты подоходного налога, если получил от организации «выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание…, на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности». Так что и эта норма ничего не меняет в существующем положении вещей.
Законопроект, скорее всего, понадобился государству по двум причинам.
Во-первых, предстоит Олимпиада в Сочи, на которую понадобятся волонтеры. Проект закона предусматривает возможность стать «организаторами добровольческой деятельности» в том числе и государственным органам. Более того, «привлекать добровольцев к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих». То есть, помогать в «условном Крымске» смогут, видимо, только те, кто зарегистрировался и получил книжку. Можно было бы объяснить эту норму желанием законотворцев позаботиться о безопасности добровольцев. Однако, многие добровольцы – взрослые и самостоятельные люди, готовые в том числе купить себе страховку от несчастных случаев на свои деньги. Можно было бы предусмотреть вариант, при котором доброволец имеет право на страхование за государственный счет, но так же может купить страховку сам, и в этом случае не должен претендовать на возмещение расходов на страховку. Да и некоммерческая организация имеет и право, и возможность застраховать своего волонтера. Уверена, что при желании все можно аккуратно сформулировать.
Что касается взаимоотношений проекта закона с нашим фондом.
Благотворительные фонды вовсе не упомянуты в числе возможных организаторов добровольчества. Видимо, мы попадаем в раздел «другие организации». В «формах и видах добровольческой деятельности» не упоминается ничего похожего на то, что делают наши волонтеры. Видимо, наша деятельность тоже попадает в раздел «иная».
Небольшой загвоздкой для нас может стать статья 10, которая гласит, что «координатор добровольцев назначается добровольческой организацией , …, из числа членов добровольческой организации. Благотворительный фонд не является организацией, основанной на членстве. А нет членства – нет и тех людей, из числа которых можно было бы назначить координатора. Впрочем, неприятность эту мы переживем. Своего координатора от греха переименуем в «специалиста» или в «менеджера», и дело с концом.
Предлагаемый законопроект, на мой взгляд, вообще никак не регулирует корпоративное волонтерство. Но это, по-моему, даже к лучшему. По крайней мере, у компаний будет свобода действий.
Часть «основных понятий», например «добровольческая акция» вводятся только как понятия и не находят развития или даже просто употребления в тексте законопроекта. Проект закона вводит обязанность волонтера «добросовестно выполнять задания, полученные от координатора». Однако, никаких инструментов, чтобы спросить с волонтера это выполнение, документ (разумеется!) не дает. И что делать, если координатор в организации как таковой вообще отсутствует, тоже непонятно.
Еще через весь законопроект тонкой ниточкой проходят смутные намеки, что специально уполномоченный орган может волонтера даже наградить! Впрочем, я не вижу препятствий к награждению волонтеров и прямо сейчас. Что мешает государству наградить своих граждан, которые совершили что-то очень благородное и полезное? Ничего. Впрочем, я и своего кровью заработанного значка «Почетный донор» уже год как жду и, скорее всего, не дождусь. Так что насчет перспективы наград для волонтеров у меня есть некоторые сомнения.
Из хорошего.
Закон не чинит препятствий к волонтерству для иностранных граждан и лиц без гражданства. Более того, закон сообщает, что «для иностранных граждан… Федеральным законом может быть установлен … упрощенный порядок получения визы». Может быть установлен. А может и не быть.
В этом, собственно, весь законопроект. Он почти никого ни к чему не обязывает. При этом добавляет бюрократии и вызывает вопросы и недоумения.
Теперь остается дождаться официальной публикации текста законопроекта на сайте Государевой Думы. Тогда мы ознакомимся с окончательным документом, и возможно, появится повод предложить поправки законодателям.
PS Для справки. С фондом «Подари жизнь» работают около 700 активных волонтеров.
Источник: Личный блог автора