Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру?
— Отец Иоаким, мы рады приветствовать Вас на страницах Интернет-портала «Православие и Мир». Хотелось бы спросить про пребывание в вере. Как известно, бывают периоды взлета, падения, бывает и охлаждение в вере. Как не потерять веру? Как не допустить, чтобы охлаждение веры стало постоянным?
— Я думаю, многие люди делают ошибку в вопросах веры. Мы пытаемся иметь концептуальное понимание веры. У нас настолько много идей уже присутствует в жизни, что среди них идея веры теряется. А вера имеет связь с нашими взаимоотношениями с Богом. И Бог — это не концепция, Бог — это Личность. Следовательно, мы должны иметь живые взаимоотношения с Богом для того, чтобы продолжать верить.
А когда главное в нашей жизни — это отношения с самим собой или с кем-то другим, и центром этого союза не является Бог, тогда мы постоянно ищем, с кем мы хотим основать эти отношения — с самим собой, с другими людьми, с миром. Потому что все новые и новые идеи возникают вокруг, и мы тоже пытаемся найти и им место в нашей жизни. Потому что наша вера — интеллектуальная, а не происходит из опыта.
Следовательно, чтобы поддерживать огненный интерес веры, человек должен быть вовлечен в отношения любви, которые заключаются, прежде всего, в том, что человек понимает, что Бог любит его первым. И Он говорит нам: ты способен любить, потому что Я первым возлюбил тебя.
Наша вера ослабевает, мы непоследовательны в своей любви к Богу, потому что мы не понимаем, что здесь мы находимся из-за Божией любви.
— Каждый из нас должен стараться видеть свои грехи, каяться в них пред Богом. Это наше самое главное духовное делание. И как тут выбрать правильный путь?
— Покаяние — это радикальное изменение в направлении нашей жизни. Не просто уклонение в какую-либо сторону, а полное изменение. Для большинства из нас, если не для всех, цель и направление нашей жизни — это мы сами. Все, что происходит, это все «обо мне». И таким образом, для того, чтобы покаяться, надо изменить направление своей жизни — эгоизм, одержимость своими желаниями и нуждами, то направление, внутри которого мы видим все и всех только в той мере, в которой они соотносятся с нами лично.
Покаянием будет радикальное изменение в прямо противоположное направление — от меня к Богу. Вот что такое покаяние: это изменение внимания, фокуса внимания с себя на Бога. С этого момента я вместо того, чтобы жить для себя, живу для Бога. И тогда все в нашей жизни меняется, потому что мы все время делаем все, что возможно, для тех, кого любим. Обычно мы любим самих себя, поэтому мы делаем все, что приносит нам удовольствие. Но когда мы любим Бога, Он говорит: если любишь Меня, люби и своего ближнего. И Он зовет нас к святости. Но мы не можем ответить на этот призыв до тех пор, пока мы не изменим это направление.
— Отец Иоаким, бывают грехи постоянные, которые тянутся, сопровождают человека в течение продолжительного времени. Например, обидчивость или раздражительность. Как бороться с такими грехами?
— Вы, вероятно, говорите о страстях. Страсть — это тот грех, который совершается часто и через это становится неотделимой частью нашей жизни. Мы начинаем реагировать автоматически на этот грех.
Одна из болезней мужчин- нечистые желания в отношении женщины. С момента, как ты становишься молодым человеком, тебе говорят, что это естественно — испытывать желание к женщине, похотливое желание. И поэтому, идя по улице, даже не осознавая того, мы оборачиваемся на женщину, чтобы посмотреть на нее с вожделением. И эта старая привычка стала частью нашей жизни.
И мы должны понимать, что страсти всегда иррациональны. Возьмем, например, такую ситуацию: мужчина 50–60 лет идет по улице и видит молодую привлекательную девушку. И в мгновение его мысли пропитываются похотливым размышлением. Грех, который он совершает, иррационален: прежде всего, это человек уже в возрасте и эту девушку, вероятно, вообще не заботит его существование. И хотя этот поступок иррационален, мы все равно его совершаем.
Такого рода страсти ослепляют нас. Мы развиваем в себе предрассудки и ведем себя подобным образом с другими. Мы становимся жадными, мы хотим слишком многого. Все это занимает всю нашу жизнь.
— В наше время, возможно, это в значительной степени связано с появлением электронных средств коммуникации, когда можно сидеть за клавиатурой компьютера, работать, но на самом деле это самообман — ты просто проводишь время в привычной для тебя обстановке. Это тоже превращается в некую страсть. При этом человек может себя оправдывать тем, что он якобы занимается делом. Что бы Вы могли посоветовать людям, чтобы они преодолели этот грех и самообман?
— Цель нашей жизни — это взаимоотношения. В печатании на клавиатуре взаимоотношений нет. Центр этого действия заключается в самом действии, в получении результата. Это только одна сторона поступка, который тебя привлекает, ты что-то печатаешь, что-то отсылаешь, и на этом все заканчивается. Но что важно в человеческой жизни — нам надо искать взаимоотношений с Богом и ближним. Вот в чем смысл жизни. Смысл ее не столько в том, что мы делаем, а в том, почему мы это делаем.
Если ты кормишь голодного, потому что после этого он тебе становится должен, и ты хочешь каким-то образом его использовать — это не поступок любви. Если ты кормишь голодного, потому что ты его видишь как своего брата, своего ближнего, действие остается прежним — ты кормишь голодного, но причина этого действия другая. В одном случае этот поступок эгоистичен, а в другом случае этот поступок рассматривается в контексте взаимоотношений. В одном случае ты получаешь некую выгоду, в другом случае ты никакой выгоды не получаешь. Итак, вот что привносит различие в жизненных поступках — почему мы их совершаем.
— Скажите, пожалуйста, сейчас имеется очень хорошая традиция регулярного частого Причащения. Но как любое дело, которое ты делаешь постоянно, это может вызвать привыкание. Идешь на Причастие, потому что привык. Как избежать этого привыкания? Как сохранить в себе чистое горячее стремление соединиться со Христом? И как готовиться, если ты причащаешься часто?
— Святое Причащение. В православной вере мы знаем и верим — это подлинные тело и кровь Иисуса Христа, которые даются нам для исцеления души и тела. Это не просто акт Богопоклонения, Богослужение, скорее здесь Бог обогащает союз человека с Собой. И так как это событие также имеет центром взаимоотношения, принятие Причастия зависит от того, какую пользу мы извлекаем из этого. Оно зависит от того, какие взаимоотношения у нас с Богом.
Господь всегда говорит: если у тебя есть вера, Я тебя исцелю; если у тебя есть вера, твои грехи прощены. Он говорит о том, что у Него есть власть изменить все. Но для того, чтобы получить пользу от этой силы, мы должны верить — верить в Него. И поэтому Он говорит, что прежде, чем что-либо произойдет, нам перед этим нужно основать взаимоотношения с Ним.
Когда мы принимаем Причащение, полнота пользы проистекает не только от принятия, но и от тех взаимоотношений с Богом, которые мы имели перед тем, как идти причащаться. Поэтому, если мы не живем той жизнью, которая ради Бога, для Бога, то Причастие может быть нам в осуждение.
Мы должны всегда готовиться к Причастию. Но Господь говорит, что есть множество способов подготовиться. В Тайную Вечерю Господь не спрашивал апостолов, читали ли они правило перед этим, сколько канонов они прочли. Ничего подобного. Потому что они жили с Ним, потому что их жизнь проходила в непрестанном понимании присутствия Бога. И поэтому каноны, молитвенное правило установлены Церковью, чтобы помочь нам жить в реальности присутствия Бога.
Есть много путей осуществить это. Ты не сам решаешь, читать или не читать правило, но по мере того, как ты возрастаешь в духовной жизни, тебе становится недостаточно быть с Богом столько времени, сколько ты проводил с Ним раньше. Все то, что не приводит тебя к Богу, более тебя не интересует.
Итак, если у тебя есть хорошие взаимоотношения с Богом, ты Его любишь, и Он на первом месте в твоей жизни, молиться для тебя не будет тягостно. Тебе это будет приносить счастье. Люди, которые часто причащаются, должны иметь чудесные и живые взаимоотношения с Богом. Поэтому вместо того, чтобы сокращать свою молитвенную жизнь, мы должны нашу молитвенную жизнь расширять.
Подготовила Тамара Амелина