На мою статью «Никита Струве и виртуальное православие» было немало отзывов, комментариев, и в России, и во Франции. По понятным причинам, самый значительный и, разумеется, недоброжелательный текст, опубликовал на своем блоге Даниил Струве, сын моего оппонента.
Его статья тоже не отвечает глобально на мои аргументы. Она посвящена в основном одному абзацу, а точнее – одной фразе. Вот мой абзац:
«Рассуждая о судьбе парижской Архиепископии, Н.Струве нарочно умалчивает то, что она сейчас переживает глубокий внутренний кризис. А ведь все было спокойно, до 2003 года. В этом знаменательном для нас году скончался Архиепископ Сергий (Коновалов). Владыка Сергий был истинным выходцем из эмиграции, глубоко русским и глубоко европейским человеком. Он свободно говорил по-русски, по-английски, по-французски, по-немецки, по-нидерландски – его мать была голландкой. В отличие от Н.Струве, Владыка Сергий оставался верным идеалам своих предшественников, а потому, готовил вместе с Митрополитом Кириллом, нынешним Святейшим, переход Архиепископии под омофор Патриарха Московского и создание Западноевропейской митрополии. То был великий проект, и секретная операция. А потому, Вл. Сергий лично печатал уставы на своем компьютере. После его кончины, все это, конечно, попало в руки нынешней епархиальной администрации. И вскоре, все сотрудники приснопамятного владыки были заменены новыми людьми. Они и поставили Архиепископию на «антимосковский» курс».
А вот отрывок из длиннющего комментария Даниила Струве:
«Мало кто заметил, кажется, эксклюзивную информацию, содержащуюся в разгромной статье Виктора Лупана, опубликованной 1 августа на сайте «Правмир». Тем не менее, если вчитаться внимательно, Виктор Лупан обвиняет покойного архиепископа Сергия (Коновалова) не более не менее, как в участии в «секретной операции» (!), готовившей канонический переворот в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, в тайне от паствы Архиепископии и от иерархии Константинопольского Патриархата. По словам Виктора Лупана, в заговоре также принимал участие (нужно ли понимать — его инспирировал?) сам «митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх, бывший тогда председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата»».
Ничего «эксклюзивного» здесь, на самом деле, нет. И Даниил Струве прекрасно это знает. Об упоминаемом эпизоде нашей церковной истории неоднократно писалось. В Париже даже был организован круглый стол, посвященный Вл. Сергию и проекту создания Западноевропейской митрополии МП.
Даниил Струве привязался к выражению «секретная операция». Видимо, больше было не к чему.
Под словом «секретная» я подразумевал – «негласная», «конфиденциальная», «доверительная». На дипломатическом поприще часто ведутся секретные переговоры, разрабатываются конфиденциальные схемы. А здесь речь шла именно о высокой церковной дипломатии. Я не обвиняю (Боже упаси!) и даже не комментирую. Я просто констатирую факт.
Архиепископ Сергий, в отличие от Митрополита Лавра, не успел довести до конца начатое дело. Как правящий архиерей Экзархата, он был уверен в том, что подавляющее большинство приходов последует за ним в момент оглашения проекта, но не исключал и того, что образуется противостоящее меньшинство. Ничего скандального здесь нет. В РПЦЗ ведь тоже произошел небольшой раскол.
В статье Даниила Струве много неточностей. Лично я в переговорах с МП не принимал ни малейшего участия. Я вообще стал заниматься церковными делами после кончины Вл. Сергия. Из сыновнего долга, если угодно. Из желания продолжить его дело.
Мы с Владыкой давно были в очень близких отношениях. Его родной брат, Александр, будучи атташе в бельгийском посольстве в Москве, сыграл еще в 1973 году ключевую роль в судьбе Лупанов. Благодаря его усилиям и незаурядным способностям, мы чудом попали в Бельгию, а не в Сибирь. А потому с семейством Коноваловых у нас совершенно особые эмоциональные связи.
Владыка Сергий, тогда еще молодой, женатый священник, был одним из первых людей, с которыми я познакомился в эмиграции. В своей брюссельской церквушке он потом крестил моих детей. На Дарю он никогда не исповедовал меня в храме, а всегда в своем архиерейском кабинете. После исповеди Владыка часто любил покурить, попить кофе и поговорить откровенно, на доверии, без свидетелей. Порой мы сидели и час, и два. Из-за этой исключительной близости я был, на самом деле, в курсе многого.
То, что Вл. Сергий лично печатал устав будущей Русской западноевропейской Митрополии, которая должна была создаваться под омофором Патриарха Московского – чистая правда. Об этом даже писал недавно ближайший его сотрудник, бывший Секретарь Экзархата Василий Николаевич Тизенгаузен. Писал в открытом письме Архиепископу Гавриилу (Де Вильдеру), нынешнему правящему архиерею.
В разработке проекта принимало участие три-четыре человека со стороны Экзархата и столько же со стороны МП. Люди это известные, но я не считаю себя вправе называть их фамилий. С французской стороны руководил проектом Вл. Сергий, а со стороны МП – Вл. Кирилл, нынешний Святейший Патриарх.
В 2004 году, Митрополит Кирилл передал мне лично в руки проект устава, разработанного на 90% Архиепископом Сергием. Это бросалось в глаза, ибо устав будущей Митрополии был очень схожим с уставом Архиепископии. Хочу добавить, для полной ясности, что с Митрополитом Кириллом я до этого не был знаком. В советские времена я вообще шарахался от храмов МП.
Почему он передал устав именно мне? Просто потому, что я был известным французским журналистом, спецкором «Фигаро» с 15-летним стажем и духовным сыном Вл. Сергия. А сделал он это по рекомендации Василия Николаевича Тизенгаузена. Они были давно и хорошо знакомы.
Вот и все! Ничего скандального, на мой взгляд, здесь нет. Это происходило почти 10 лет тому назад и является частью истории русского православия за рубежом. Использовать эпизод сейчас для новой полемики мне представляется скучным и неуместным.
Я привязан к Архиепископии ничуть не меньше, чем Даниил Струве. Мы просто представляем два противоположных течения зарубежного православия. Вместо того, чтоб спорить в Интернете и ругаться на приходских собраниях, нам следовало бы создать инициативную группу, помолиться вместе и подумать о том, как выйти из тупика.
Виктор Лупан
Читайте также: