Три года назад москвичка Екатерина Гущина забрала свою дочь из школы и перевела на семейное обучение. В России подобным образом получают образование, по разным оценкам, от 75 000 до 100 000 детей — их семьи предпочли обучение дома ежедневным походам в школу.
Новый закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, поставил судьбу семейного образования под вопрос. В Москве многие родители, чьи дети учатся дома, перестали получать за них компенсации. В ряде школ их заставляют писать заявления об отчислении и фактически принуждают вернуться к очной форме обучения.
В ситуации разбирался наш корреспондент.
Толкования
По сравнению с другими столичными родителями, Екатерине Гущиной повезло. Сначала ее дочь занималась на семейном обучении в московской школе, а затем Екатерина перевела ее на дистанционный экстернат в Петербург, и теперь всем довольна. В новом заведении система работы с экстернами отработана. Буря нового закона пока обходит ее стороной.
Московские же знакомые Екатерины, среди которых, по ее словам, число выбравших семейное образование растет с каждым годом, оказались на передовой баталий. В Москве — в отличие от большинства регионов — семьи получали компенсацию за детей, обучающихся дома. После вступления в силу нового закона компенсации или выплачивают частично, или совсем приостановили выплаты. Нередко в школах исключают детей и расторгают договора о семейном образовании.
«Все это — следствие непонимания нового закона региональными чиновниками и администрациями школ. А также отсутствия подзаконных нормативных актов, которые разъясняли бы сложные места в законе, — объясняет Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию и руководитель общественной организации «За права семьи»
Во-первых, новый закон устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат стал лишь формой аттестации. А формами обучения, при которой она используется, остались семейное образование и самообразование (для детей после девятого класса).
Впрочем, и раньше в школах, по словам Парфеньтева, понятия «экстернат» и «семейное образование» нередко путали. В старом законе действовали нормы аттестации для экстерната. Они регламентировали, как организуются аттестации, какие предметы надо сдавать. При этом такие же критерии для семейного образования прописаны не были — за исключением того, что ребенку надлежало сдать ГИА и ЕГЭ. Из-за этого школы нередко пытались контролировать процесс семейного обучения по своему усмотрению, что было незаконно, говорит Парфентьев.
Теперь же — с переводом экстерната лишь в форму аттестации — формулировки окончательно запутались. Школы избавляются от этой путаницы самым простым методом — исключая детей. Родители по незнанию подписывают документы об исключении и, по настоянию школ, расторгают договоры о семейном образовании. В итоге — оставляют неясным статус своих детей и лишаются права на денежные компенсации. В Москве годовой размер денежной компенсации колеблется от 84 тысяч рублей до 113 тысяч рублей для «пятидневки»- в зависимости от того, в младших или старших классах учится ребенок.
Школы, расторгая договора, мотивируют это поправкой в новом законе. Она гласит, что теперь семейное образование относится к формам обучения вне школ. Однако это следовало и из старого закона, отмечает Парфентьев: «Дети, обучающиеся в семье, естественно, не являются учениками школ. Но, по закону, они входят в число обучающихся школы как экстерны. Родителям следует отказываться расторгать договоры, и тем более — писать незаконные заявления об исключении. Это нарушает права и интересы ребенка! А такие требования со стороны школ не следуют из норм законов России и Москвы».
По новому закону, добавляет эксперт, за экстернами оставили право пользоваться школьными библиотеками и иметь консультации с учителями перед экзаменами. При этом теперь, если родитель хочет перевести ребенка на домашнюю форму обучения, он обязан уведомить об этом местный департамент образования.
В свою очередь, задержка и отказ в выплате компенсации со стороны школ противоречат законам, говорит Павел Парфентьев. Речь идет о местном московском законе «О развитии образования» и подзаконном акте — постановлении правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы». Эти законы пока никто не отменял, они продолжают действовать. Согласно им, компенсации должны быть выплачены, говорит Парфентьев.
Московские родители, которые обсуждают проблему семейного образования, выяснили: директора ряда школ отказывают в компенсациях, ссылаясь на методические рекомендации Департамента образования Москвы. Они были разосланы в школы в сентябре. В пункте девять рекомендаций как раз и сказано об исключении ребенка, обучающегося по форме семейного образования.
Эти рекомендации не являются нормативным актом, никого не обязывают и не могут ставиться выше конкретных норм закона, говорит эксперт. «Помимо того, что там есть и настоящая „самодеятельность“, которая не вытекает из закона, в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо», — заключает Парфентьев.
Путь к дому
Если вкратце объяснить суть семейного образования, то она такова: ребенок занимается дома — с родителями или репетиторами. Как правило, дважды в год школа предлагает ему пройти промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. Самые главные отчетные испытания, как говорилось выше, — ГИА и ЕГЭ.
При семейном образовании родители могут по своему усмотрению добавлять предметы. Это происходит, например, в семьях с православным вероисповеданием. Помимо обычного курса в таких семьях ребенка нередко учат закону Божьему и истории православия, изучают агиографию — жития святых.
«Количество семей, выбравших домашнее образование потому, что оно позволяет передать ребенку семейные ценности — в том числе и религиозные — очень большое. Точных цифр на этот счет нет. Но по нашему опыту, вероисповедание — одна из основных причин выбора образования на дому», — говорит Матвей Матвеев, пресс-секретарь Центра Интенсивных технологий образования.
Другими причинами, почему родители забирают детей учиться домой, эксперты называют желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативных проявлений среды и, наконец, академический мотив. Знание предметов, полученное дома, часто оказывается выше полученного в школе, отмечает Павел Парфентьев.
«Когда девочка еще ходила в обычную школу, у нее начались проблемы с поведением. Решать их школа оказалась не готова. Поэтому мы и ушли «домой», — рассказывает Екатерина Гущина. Сегодня ее дочь занимается уроками в среднем час-полтора в день. Месяц она учит один предмет. Затем отчитывается по пройденному курсу и переходит к следующему. Экзамены сдает хорошо, поведение вошло в норму. У девочки остается время на кружки и хобби.
«Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира», — говорит Игорь Чапковский, педагог, который много лет изучает проблемы семейного образования.
Эти слова могли бы украсить двери любой школы. Тем не менее, часто внутри учебных заведений к ним относятся с подозрением.
Порт приписки
«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ. Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами. «Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.
«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».
Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.
«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы. — Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно. Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»
Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.
Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова. Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью. Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.
Прогнозы
Даже в пределах одной Москвы ситуация с компенсациями сегодня решается различными путями. В районах с большим количеством детей-«семейников» местные департаменты образования предпочитают, что называется, не поднимать волну. Они продолжают — пусть и частично — выплачивать компенсации. В районах, где «семейников» немного, выплаты могут и приостановить, говорит Матвей Матвеев из Центра Интенсивных Технологий Образования.
Окончательно, по его словам, чаша весов качнется в ту или иную сторону, когда станет ясен предел возмущения родителей. Если они смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, выплаты компенсаций, скорее всего, возобновятся. Игнорировать их требования Городской департамент образования не сможет, полагает эксперт.
С этой оценкой согласен и Павел Парфентьев. «С юридической точки зрения решение о выплате компенсаций — право региона. Никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать, и номинально регион может отменить компенсацию, — говорит он. — В этой ситуации остаются два пути. Первый — убедительно продемонстрировать городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже ранее существовавшую гарантию. Показать, что семьям это необходимо, и что этого требуют справедливость и интересы детей. Второй путь — добиваться изменений в федеральном законодательстве. В частности, возвратить в него норму о компенсации при семейном образовании, которая действовала до 2004 года».
Парфентьев добавляет: перспективы у семейного образования в России есть. Всего за пять-шесть последних лет количество родителей, выбравших такую форму обучения для своих детей, выросло втрое. Это говорит о ее востребованности.
Родители, которые обсуждают проблему семейного образования на интернет-форумах, сообщают: департамент образования Москвы создал рабочую группу по решению вопроса о семейном образовании и выплате компенсаций. В состав группы планируют пригласить и родителей.
Получить комментарии в самом департаменте пока не удалось. В настоящее время редакция портала «Православие и мир» готовит официальный запрос в это ведомство.
Михаил Боков