Прощеное Воскресенье — день, когда нам еще раз напоминают о необходимой составляющей нашей веры; верить — значит прощать. Если вы не прощаете, у Вас нет веры и Вы лишены спасения. Это звучит жестко, но Господь и говорит жестко — “Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мар.11:26)” Что значит простить? Это не всегда значит перестать испытывать горечь и боль от обиды — эмоции часто не в нашей власти; это не значит восстановить отношения с обидчиком — иногда гораздо благоразумнее держаться от него подальше. Но это безусловно означает отказаться от любых попыток мести, сведения счетов, взыскания долгов.
Почему? Потому что наше спасение обретено тем, что Невиновный умер за наши грехи. Это — сердцевина того послания, которое возвещают Апостолы; когда святому Апостолу Павлу нужно в нескольких словах напомнить Благую весть, которую он проповедует, он говорит о том, что “Христос умер за грехи наши, по Писанию, Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию” (1Кор.15:3,4) Сам Господь Иисус относит к Себе (Лук.22:37) пророчество 53-ей главы Пророка Исайи, где речь идет о Праведнике, который страдает и умирает за грехи других:
“Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас” (Ис.53:5,6)
Там, на Голгофе, Христос совершил искупление человеческого рода; каждый из нас, своим личным произволением, принимает Его дар прощения и вечной жизни через покаяние и веру — или отвергает через неверие и противление. Верить — значит осознавать, что и я тоже грешник, заслуживающий осуждения перед лицом Правды Божией, и Христос умер и за мои грехи тоже. Вся моя надежда на вечное спасение основана на этом факте — Христос умер за мои грехи.
И если я принимаю этот факт всерьез, я должен всерьез принимать и то, что Христос — Искупитель моих врагов. Их грехи понесены Господом на Голгофе так же, как и мои грехи. Мне больше нечего взыскать с них; а пытаться это делать — значит не верить в то, что произошло в Страстную Пятницу. За меня и за них умер один и тот же Спаситель; если Его жертва действительна в отношении меня, она действительна в отношении их.
Невозможно верить в то, что мои грехи искуплены на Голгофе — и мстительно преследовать других, как будто их грехи не искуплены. Апостол говорит, что “истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту” (Кол.2:14) Если упразднено рукописание моих грехов, то и их грехов — тоже.
Это трудно принять, поскольку Евангелие поставляет меня вместе с людьми, которых я считаю врагами и злодеями. И я, и они — бедные грешники, виновные и испорченные, за которых умер один и тот же Спаситель.
Сейчас, когда интернет полон ненависти и мести, верить — значит делать осознанный выбор против общего течения. Да, в этом случае люди обычно говорят, что ненавидят они не своих личных врагов, а вообще злодеев, и не за свои личные обиды, а за страдания невинных женщин и детей. Как уже очень давно об этом писал К.С.Льюис в “Письмах Баламута”, “Пусть он скажет себе, что ненавидит не за себя самого, а за невинных женщин и детей и что христианская вера должна прощать своим врагам, но не врагам ближнего. Иными словами, пусть он чувствует себя достаточно солидарным с женщинами и детьми, чтобы ненавидеть от их имени, и недостаточно солидарным, чтобы считать их врагов своими и потому прощать”.
В самом деле, люди считают, что они каким-то образом уполномочены предаваться ненависти и требовать мести от имени жертв — но при этом не уполномочены прощать от их имени. Так нередко бывает, что те, кто проявляют самую свирепую мстительность — отнюдь не жертвы.
Люди, которые со своих диванов требуют расстреливать пленных, абсолютно никак не пострадали.
Евангелие не проводит разграничения между людьми, которым желаем отмстить за наши личные обиды и людьми, которым мы желаем отмстить за обиды ближнего. Если мы считаем их нашими должниками и намерены с них взыскать — это ровно те люди, которых нам заповедано прощать. Потому что Христос умер и за их грехи тоже.