Школьник не учится, больной не лечится, крещеный не ходит в церковь
Какими должны быть огласительные беседы? Достаточно ли двух бесед неверующим и нетерпеливым родителям младенцев? Сколько можно уделить времени человеку, который хочет стать христианином, будучи уже взрослым? Отвечает протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Макарово (возле Черноголовки Московской области).
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: hram-chg.ru

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: hram-chg.ru

365 дней до крещения

Помню, как я сам приходил в Церковь в 80-х годах и проходил оглашение в приходе отца Александра Меня. Отец Александр и в те непростые для Церкви времена не крестил взрослых людей без подготовки. И таким, как я, крещенным в младенчестве и ничего не знающим о Церкви, он говорил, что к воцерковлению нужно готовиться. Полулегально (это были еще советские времена), раз в неделю почти год мы собирались в квартире у одного из его духовных чад на огласительные беседы и изучали Библию, Символ веры…

Когда я стал сам священником, у меня даже не возникало вопроса – стоит ли готовить людей ко крещению. Причем готовили мы их не за две-три встречи, а еженедельно в течение года. В девяностых годах людей на таких встречах было много. Сейчас – всё меньше и меньше. В силу, наверное, того, что большинство всё-таки крещено в младенчестве.

Как правило, если человек проходит такое оглашение, то он остается в Церкви.

Иногда люди хотят креститься, но разговаривать, готовиться к крещению не хотят. Очень редко, но бывают такие случаи. Тогда я, конечно, крещение не совершаю.

Как быть с младенцами?

Есть разница, когда мы оглашаем перед крещением взрослого человека или когда мы проводим огласительные беседы для родителей, чьих младенцев предполагаем крестить.

Да, можно сказать нецерковным родителям: «Либо вы воцерковляетесь, пройдя полноценное оглашение, и тогда мы окрестим младенца, или я крестить его не буду». Однако я всё-таки так не делаю. И совершаю крещение младенцев так, как это и принято в большинстве приходов, после одной или двух предварительных бесед. При этом я отдаю себе отчет в том, что эти краткие беседы не могут заменить полноценного оглашения. Но тогда в чем их смысл?

Он мне видится в следующем – постараться дать понять родителям, которые хотят крестить своих детей, что с крещением отношения с Богом не заканчиваются, а только начинаются. Крещение нас не делает христианами, а дает нам возможность ими стать. Оно подобно семени, в котором уже есть будущее древо и его плоды, но если мы просто положим его в землю, то оно само не вырастет. На него нужно тратить силы и время, иначе семя так и пролежит под спудом, не принеся плода. И тогда непонятно, зачем мы вообще его сеяли.

О чем говорить с родителями?

Как подсказывает мой священнический двадцатишестилетний опыт, родители, которые хотят крестить своих детей, в подавляющем большинстве не понимают, зачем они это делают, или имеют ложное представление об этом.

Мне кажется, люди в своей жизни должны всё делать осознанно и осмысленно. Поэтому я всегда в начале беседы спрашиваю родителей, зачем они хотят крестить своего ребенка. Чаще всего на этот вопрос родители отвечают: «Мы хотим, чтобы у ребенка был Ангел Хранитель, чтобы Бог его защищал».

Я понимаю, что они имеют в виду, но мне представляется странным такое видение Бога. «Такое ощущение, – говорю я им, – что, по-вашему, Бог кого-то защищает, оберегает, посылает Ангелов Хранителей, а кому-то всего этого не дает? А откуда у нас такие представления о Боге, ведь в Библии ничего подобного мы не встречаем?» «И правда, странно», – соглашаются они.

Тогда я обращаю их внимание на то, что Христос нигде не утверждает, что крещеным даются какие-то особые привилегии перед остальными людьми. Наоборот, Он говорит, что любит всех, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: «А для чего же тогда креститься?» И это уже хороший, правильный вопрос.

Дальше я говорю о том, что креститься нам нужно для того, чтобы стать христианами, при этом понимая, что само крещение нас христианами не сделает. Это условие необходимое, но недостаточное, само крещение – лишь первый шаг для того, чтобы затем стать тем, кем мы хотим стать. Если после крещения в нашей жизни ничего не меняется, а Церковь, как и была, так и остается на периферии, то мы обманщики. И обманываем мы прежде всего самих себя и своих детей.

Фото: Игорь Петров/photographer-balashiha.ru

Фото: Игорь Петров/photographer-balashiha.ru

Школьник не учится, больной не лечится

Крещение – это своего рода инициация, посвящение. Вот, например, мы отдаем ребенка в школу. 1 сентября он проходит посвящение в первоклассники. Как правило, это бывает очень торжественно, ребенок получает какие-то знаки отличия: теперь он школьник. Но если вы скажете ему, что завтра он опять может идти к бабушке и жить прежней жизнью, он очень удивится. Но мы так не сделаем, мы хорошо знаем, что записали его в школу не для того, чтобы он считался школьником, а для того, чтобы, будучи школьником, он учился.

Больной записывается к врачу не для того, чтобы ходить в пациентах, а для того, чтобы лечиться. Женщина выходит замуж не для того, чтобы иметь штамп в паспорте и считаться замужней, а для того, чтобы создавать свою семью, жить вместе с любимым человеком. И очевидно, что если школьник не учится, больной не лечится, супруги не живут вместе, все они поступают странно, более того – дурно.

Но про крещение мало кто думает в такой перспективе, даже среди людей воцерковленных. Моя задача такую перспективу нарисовать, дать ее почувствовать. И в принципе для этого достаточно одной беседы. Хотя это, конечно, никакое не оглашение. Но, может быть, люди задумаются и захотят узнать больше? И такие случаи бывают.

Разрушить ложные представления

Очевидно, что беседы священника с родителями нужны. Хорошо, что это сейчас стало повсеместно. Но, мне кажется, важно нам самим себя не обманывать и понимать, что это не полноценное оглашение. Скорее, проповедь, на которой мы можем не столько успеть рассказать нечто серьезное, сколько разрушить зачастую ложные представления о Церкви. Люди часто думают, что если они крещены, то они уже православные. Это большая проблема – изменить сознание людей. Может быть, для этого потребуются годы.

Когда люди поймут, что крещение – не самоцель, тогда будет меньше желающих крестить своих детей. Мне кажется, это нормально. Крестить детей нужно только в том случае, когда ты действительно хочешь, чтобы они были христианами, а не ради каких-то своих тревог, страхов или просто потому, что так делают все.

Понятно, что мы не можем изменить эту ситуацию в глобальном масштабе. Мы можем изменить ее в отдельно взятой семье. Люди как приходили, так и будут к нам приходить с просьбой о крещении, наполняя это желание своими смыслами. Но если эти смыслы станут подлинными, основанными на Евангелии у нас самих, православных людей, тогда нам намного легче будет донести это и для тех, кто еще стоит у порога Церкви.

Записала Оксана Головко

Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.