Во вторник состоялось оглашение итогов Международных исследований читательской грамотности и подготовки по математике и естествознанию среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011. Обозреватель РИА Новости Анна Курская комментирует положение учеников российских школ на мировом уровне.
Глобальные исследования и рейтинги в системе образования в
Ничего удивительного, что приближающееся подведение итогов международных исследований знаний у школьников PIRLS и TIMSS (http://timss.bc.edu/) вызвало у многих родителей вопрос: «Ну что, наши-то как всегда в хвосте?».
Мало кому приходит в голову, что слова «как всегда» и «в хвосте» здесь, мягко говоря, не совсем уместны.
Да, мы давно живем с ощущением того, что мир вокруг рушится, а среднее образование приходит в упадок. И у нас есть действительные основания для тревоги: малокомплектные школы закрываются, более крупные сливаются друг с другом, из них исчезают психологи и коррекционные педагоги, учителя конкурируют друг с другом за надбавки к зарплате…
Но несмотря на все это, наш «больной» пока скорее жив чем мертв. И иногда демонстрирует удивительные успехи, которые нельзя даже списать на наследие советской школы – ведь результаты наших учеников не снижаются год от года, а наоборот, растут.
Что же это за успехи?
Во вторник 11 декабря были объявлены результаты Международных исследований читательской грамотности, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011.
Эти исследования проводятся один раз в несколько лет примерно в 50 странах мира, чтобы показать национальным системам образования их сильные и слабые стороны. Критерии оценки вырабатываются совместно исследователями из разных стран.
В этом году российские четвероклассники показали высшие (2 место из 49) результаты по читательской грамотности. Они практически повторили свой успех на предыдущем исследовании 2006 года, когда Россия занимала первое место, но в этот раз нас чуть-чуть опередил Гонконг.
По естествознанию российские четвероклассники находятся на 4 месте в мире (из 50). Нас обошли Южная Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами – Япония и Тайвань. Восьмиклассники по знанию естественных наук оказались на седьмом месте, уступив названным выше странам (http://ria.ru/infografika/
Исследования по математике принесли российским четвероклассникам 10 место в мире (из 50), оставшись на прежнем уровне. А вот восьмиклассники в этот раз показали свой прогресс в знаниях: они заработали 6 место, уступив лишь бесспорным лидерам в математической подготовке — Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу и Японии.
В начальной школе важнее всего поддержка семьи
Конечно, самое яркое наше достижение – второй результат в мире по читательской грамотности среди четвероклассников. Специалистов это не удивляет – российские ученики начальной школы были и остаются мировыми лидерами в области чтения и понимания текстов.
С чем это может быть связано? Здесь есть комплекс разных причин, но две основные из них – влияние семьи и системы подготовки детей в школу, причем семья из них влияет больше, пояснила руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева, которая отвечает за проведение международных исследований среди школьников в нашей стране.
«Читательская грамотность зависит от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие книжки читают, — рассказала она. — У нас есть данные о том, что наши родители по сравнению с родителями других стран больше всего занимаются с детьми до школы дома».
А что же школа? Неужели все самое важное в плане обучения в начальной школе происходит дома?
Если речь идет о чтении – да. Но школьная подготовка в большей степени влияет на знание математики. Хотя на успехи в естествознании у школьника все равно большое влияние оказывает его окружение.
«Математика больше замкнута школьным пространством. Кроме первичного счета, все математические действия дети познают в школе. А для того, чтобы успешно учиться по естествознанию, школьникам еще нужен богатый опыт общения с природой, проведения наблюдений. И если семья способствует этому – с детьми ходят в походы, выезжают за город, наблюдают, обсуждают, — то это также очень влияет на их знания», — рассказала Галина Ковалева.
Выходит, что система начального образования так или иначе держится на родителях. Может быть, это происходит и не от хорошей жизни, от того, что семьи стремятся дать своим детям как можно больше знаний, не имея возможности оплатить им образование в будущем.
Но здесь еще, конечно, влияют отечественные культурные традиции. Все-таки в России всегда было принято учить детей с раннего возраста, заниматься с ними.
ЕГЭ заставляет восьмиклассников учиться серьезнее
Российские восьмиклассники не намного уступают своим младшим товарищам по учебе. При этом их достижения и по естественным наукам и по математике за последние годы заметно выросли. Поскольку за это время в учебном процессе ровно ничего, кроме введения новых видов экзаменов, не изменилось, специалисты делают однозначный вывод: восьмиклассники стали лучше учиться из-за ЕГЭ и ГИА (экзамена для девятиклассников).
«Почему мы думаем, что ЕГЭ — доминирующий фактор? Если сравнить результаты по математике и естествознанию, то мы увидим, что результаты по математике увеличились значительнее. Все дело в том, что экзамен по математике обязательный, а по естествознанию – нет», — пояснила Галина Ковалева.
Правда, для успешного изучения естественных наук – физики, химии, биологии, географии — подросткам нужны знания не только из учебников, но и из повседневной жизни. Результаты TIMSS-2011 показали, что по этим предметам российские мальчики знают больше, чем девочки. У мальчиков богаче жизненный опыт, больше интереса к естественнонаучным сторонам жизни, объясняют этот факт ученые.
Но при всем богатстве жизненного опыта, российским школьникам – и мальчикам и девочкам – трудно решать задачи, выходящие за рамки заученных алгоритмов и фактических знаний. Большинству наших учеников не хватает умения рассуждать, применять нестандартные подходы, применять школьные знания для реальных жизненных ситуаций.
И нельзя сказать, чтобы эти навыки зависели только от природных способностей. Им вполне можно научить. Этим целенаправленно занимаются в тех странах, которые опередили нас по математике и естественным наукам – в Юго-Восточной Азии. И дело здесь даже не в каких-то немыслимых деньгах от государства, а в особом подходе к составлению учебных программ и в подготовке учителей.
«Если азиатские страны набирают очки именно в когнитивной области, за счет способности творчески мыслить, решать нестандартные задачи, то российские школьники набирают очки в задачах на применение алгоритмов, знание компонентов программы, потому что наши экзамены ЕГЭ и ГИА такие», — отметила Галина Ковалева.
Сегодня наша проблема именно в том, как перестроить учебный процесс, говорят эксперты. Его надо разгружать от части формальных сведений и переориентировать на творческие, нестандартные и «жизненные» задания.
Но для этого придется снова перерабатывать ЕГЭ и ГИА. Если исследователи правы, эти экзамены помогли нашим школьникам достичь высокого уровня подготовки даже на фоне большинства развитых стран. Но если ЕГЭ и ГИА не будут меняться, они станут тормозить обучение школьников. А нам вряд ли бы этого хотелось.
Анна Курская, РИА Новости специально для Правмира