После того, как я поучаствовал в международной эстафете обливания ледяной водой в пользу программы «Дыхание», которая поддерживает больных боковым амиотрофическим склерозом, я решил немного подробнее ознакомиться с отношением к этой акции со стороны публики.
Куда интереснее, ибо разумнее, точка зрения, которую озвучили некоторые верующие люди, увидевшие в заснятом на камеру мероприятии нарушении заповеди «и ты, когда творишь милостыню, не труби пред собою». Действительно, нам заповедано, что правая рука не знала, когда добро творит левая – а тут не просто публичное милосердие, а его навязчивое распространение – с видеозаписью, обращением к зрителям и публикацией везде, куда руки дотянутся.
Давайте сразу определимся с целями. Если нас интересует спасение души, влияние поступка человека на его посмертную участь, на его способность общаться с Христом и служить Ему – то с этим не ко мне. Я не священник, не мистик, у меня недавно диагностировали вероотступничество по фотографии, так что в этом вопросе я помочь вряд ли смогу.
Зато вот в благотворительности я кое-что понимаю. И потому могу сказать несколько слов о том, почему о добром деле не всегда нужно молчать.
Мы все родом из СССР, страны победившего коллектива, в которой индивид всегда следовал воле общества, выраженной в решениях разнообразного начальства. В России в принципе трудно решиться делать что-либо без ясно выраженного одобрения – либо окружающих людей, либо властей в той или иной форме. Распространённейшие формы поведения – «синдром вахтёра», который на всякий случай ничего никуда «не пущает» и «человек в футляре», с «как бы чего не вышло» со стороны обывателей, на всякий случай с вахтером согласных.
Кстати, стоит помнить, что в СССР, где, по официальным данным не было разделения на бедных и богатых, не было и благотворительности, благотворительные организации были официально запрещены, а традиции милосердия Российской Империи – вычеркнуты из истории. И если истории культурного меценатства и научного спонсорства ещё как-то доносились до советских школьников и студентов (кто такие Третьяковы, всё же было скрыть невозможно), то кто такой доктор Гааз вообще не знал почти никто (кстати, если интересует что и как происходило – вам сюда). Так что для вчерашнего советского человека благотворительность вообще вещь странноватая, чуждая.
Недавняя история с предложением преподавателя Аси Штейн заменить первосентябрьские букеты на пожертвования в благотворительные фонды выявила именно такую реакцию – «да как же можно на первое сентября без букета прийти? Не поймут же, а нам в этой школе еще учиться». Сама мысль поступить «не как все» у многих людей вызывает оторопь – а потому добрый пример не может не быть необходим в такой ситуации.
Грубо говоря, если уж некое действие совершил известный и авторитетный человек Х, то наверное, и малоизвестному человеку Y его сотворить не зазорно. А действие, если помните, заключается не только в обливании водой, но и в пожертвовании небольшой суммы в пользу больных БАС.
В этом смысле идеальным продолжением акции было бы принятие вызова от Вин Дизеля президентом РФ Владимиром Путиным или каким-то другим российским высоковластным лицом. Если бы он облился и пожертвовал – уверяю, большая часть проблем больных БАС была решена в России надолго. Но увы, подобного рода поведение в России для руководящих кадров не принято. Большой российский начальник обязан быть отчасти похож на памятник самому себе, он должен внушать почтение, страх, зависть – но никак не вызывать сочувствие и смех.
И поэтому в стране, где без одобрения сверху или поддержки вокруг что-либо делать не принято – демонстративное милосердие есть вещь просто необходимая: иначе тут никогда ничего не поменяется и благотворительность так и останется уделом маргиналов. Итак, Россия в списке милосердных стран на 138 месте.
Более того, важность примера для того, чтобы делать добро, подтверждается и социологами. В прошлом году проект Добро.Мэйл.Ру совместно с ВЦИОМ исследовал российских жертвователей и не-жертвователей, пытаясь выяснить – кому помогают в России, Как помогают, и что мешает помогать больше и чаще.
Выяснились многие интересные вещи, однако я бы обратил внимание вот на эти две пирамиды:
Главным стимулом, который мог бы сподвигнуть людей к добрым делам оказывается именно поддержка окружающих – общества в целом, друзей, родных, начальства.
И поэтому стоит обливаться водой перед камерой, размещать в интернете свои фотографии с волонтерской акции и сообщать сотрудникам, что 5 процентов от прибыли со сделки будет пожертвовано в благотворительный фонд. Этим вы сподвигнете на доброе дело многих людей.
Спасёте ли Вы при этом душу – я не знаю. Впрочем, Притча о Страшном Суде наводит на некоторые мысли на эту тему:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф. 25, 31-46)»