Проповедь на Вход Господень в Иерусалим.
Братия, радуйтесь в Господе всегда! и снова скажу: радуйтесь! Пусть все видят вашу кротость! Господь близко! Ни о чем не заботьтесь. Но при всякой нужде просите Бога, молитесь Ему и, когда просите, благодарите Его. И мир Божий, который превосходит всякий ум человеческий, будет хранить ваши сердца и мысли во Христе Иисусе. И еще, братья: о том, что истинно и возвышенно, справедливо и чисто, достойно любви и уважения, о том, что добродетельно и похвально,— вот об этом размышляйте. И то, чему я вас научил, что вы приняли, услышав от меня или увидев во мне, — вот это делайте,— и Бог мира будет с вами.
Флп. 4, 4-9
Перевод архимандрита Ианнуария
https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/passion-week13.jpg
Символизм апостольского чтения в день Входа Господня в Иерусалим очевиден. Апостол Павел взывает к филиппийцам «Пусть все видят вашу кротость! Господь близко! <…> и Бог мира будет с вами!». Эти слова соотносятся с тем, что мы читаем в Евангелиях: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий <…> Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Мф. 21, 5; Лк. 19, 38).
Царь кроткий, Царь мира, Царь славы, Бог мира… Его пришествия ожидал ветхозаветный Израиль, Его пришествия ожидают христиане. В евангельские времена Он пришел на Сион, чтобы быть распятым на кресте и в третий день воскреснуть из мертвых. В ожидании Его Нового пришествия и всеобщего воскресения жили первые христиане. В уповании на Второе Христово пришествие живем и мы. Во всяком случае, предполагается, что мы действительно на это уповаем. Ну а в нашей церковной жизни после праздника Входа Господня нам предстоят воспоминания Страстной седмицы и радость пришедшего к нам Господа в день Светлого Христова Воскресения.
Но одно дело — особый ритм литургической жизни и наши переживания евангельских событий в храмовых богослужениях, и другое дело — наша жизнь за стенами храма. Как правило, нет в ней ни высокой трагичности Страстной пятницы, ни ликования Пасхального воскресенья. Чем должен христианин заполнить свою внутреннюю жизнь, чтобы не отдать ее во власть суетных мирских страстей и забот? Чтобы она отвечала тем высоким надмирным целям, к которым нас призывает Христово Евангелие? — На этот вопрос и отвечает апостольское чтение.
«Радуйтесь!» — призывает апостол. Удивительно: о радости пишет тот, кто находится в тюрьме за свое христианское свидетельство, тот, кого впереди ожидает возможная смерть. И пишет он тем, кого ожидают мрачные времена гонений. О радости в своем небольшом послании апостол пишет не менее двенадцати раз. К этой радости он призывает и нас: «Радуйтесь всегда!»
Конечно, мы понимаем, что речь идет не о состоянии удовольствия, смеха и не сходящей с лица улыбке. Это свидетельствовало бы о дурашливости, а в более тяжелом случае — о психическом заболевании. Да, радостные минуты могут выпадать человеку даже в тюрьме и тем более в обычной жизни. Но таковыми бывают лишь мгновения. На остальное время приходится будничный труд, скука, а то и скорбь и боль. Так что радость, к которой призывает апостол, имеет и особенный характер, и особенный источник.
Эта радость не связана ни с чем мирским, потому что ее источником является постоянное присутствие Господа, она — «в Господе». Присутствие Господа в нас и среди нас невидимо земными очами, но именно оно составляет сущность жизни христианина — общение с любящим и утешающим нас Господом. Это общение происходит в Святом Духе, и радость, о которой пишет апостол, не есть земное состояние естественного удовольствия, но благодатный дар Духа, или «плод Духа», как он пишет в другом месте (Гал. 5, 22).
Но тот радостный покой, который испытывает христианин в Господе, не может и не должен замыкаться внутри человека, превращая его в удовлетворенного своим «просветленным» состоянием восточного мудреца, равнодушного к миру с его страстями. Господь пришел на землю не для меня одного, Он вторгся в гущу человеческих страданий не для того, чтобы плодить просветленных мудрецов. Не для этого Он присутствует в нас и среди нас — но для того, чтобы через нас оповещать о Своем спасительном присутствии весь мир, окружающих нас людей. Благая весть о Христе как эхо должна разноситься в мире, и не только словами, и даже не только нашими благими делами во Христе, но свидетельствовать о себе самим нашим присутствием в мире: ведь в нас — Христос. Именно это апостол Павел пытается выразить словами: «пусть все видят вашу кротость».
«Не с тем, чтобы являть ее напоказ,— поясняет святитель Феофан Затворник,— но чтобы все люди испытывали вашу кротость в отношении к себе». Как «кротость» здесь переведено слово, означающее нечто «противоположное раздражительности и гневливости» (свт. Феофан Затворник), доброжелательное великодушие, нечто, стоящее выше естественной законной справедливости. Образец такой кротости явил Господь Иисус Христос, прощая причинившим Ему зло и страдания. И верующий христианин, если в нем говорит Христос, понимает, что есть нечто, стоящее выше закона, выше права: есть любовь — благодатный плод Духа Божия. Вот эта любовь и должна излучаться в мир как Благая весть о присутствии Господа, Который близко.
Того, кто действительно живет в радости общения с Господом, не могут увлечь своим потоком мятежи и страхи этого мира с его заботами. Господь принял на Себя все наши грехи с их последствиями. Присутствуя в нас, Он разделяет с нами и наши повседневные нужды и заботы. Мы с полным доверием можем в молитве приносить их Богу, зная, что на все наши прошения Бог пошлет нам действие Духа, которое даст нам единственно правильный выход из наших затруднений. Не забудем же благодарить Бога. И тогда Он даст мир нашим сердцам и мыслям.
Этот мир — такое сокровище, какое не способен внушить себе человек со всеми своими умственными талантами, со всеми своими научными, техническими и социальными достижениями, ибо это «мир Божий, превосходяй всяк ум» человеческий. Мир в сердце христианина и есть основание радости, о которой пишет апостол.
Обетование мира Божия апостол сопрягает не только с нашим отношением к окружающим людям, которым мы должны являть нашу кроткую доброжелательность, и не только с нашим отношением к Богу, Которому мы должны с полным доверием и благодарностью молиться в наших заботах и нуждах, но и с нашим внимательным отношением к самим себе: к нашим мыслям и действиям.
Языческий мир, в котором жил апостол Павел, в лице своих лучших представителей провозглашал прекрасные нравственные правила, которых, конечно, далеко не всегда придерживался, но которые считались образцами высокой этики. Апостол заимствует их из окружающего мира и рекомендует их как образцы того, о чем должен размышлять христианин: не о пустых или безнравственных предметах, но о самом высоком и ценном, что укрепилось в лучших традициях античной культуры.
Но, разумеется, одними мыслями о высокой нравственности христианин не должен ограничиваться. Апостол Павел призывает воплощать в поступках не только общепринятые нормы мирской этики его времени, но и заповеди, диктуемые Евангелием. И теперь он от светских ценностей переходит к собственно христианской Благой вести, которую он принес филиппийцам, принес «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1, 5). Апостол на деле осуществлял то, что он проповедовал, и потому имел полное право требовать от своих духовных детей своими делами принять то, чему он учил, и подражать тому, что все в нем видели.
Нам дано не меньше, чем древним филиппийцам. Гораздо больше! Двухтысячелетняя история Церкви Христовой дала нам неисчислимые примеры святой и праведной, безукоризненной жизни (1 Фес. 2, 10). Будем следовать им,— и — по обетованию апостола Павла — Бог мира будет с нами.
Материал журнала «Вода живая».
Читайте также:
Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник
Как жить, чтобы не стать предателями Господа?
«Грядый Господь на вольную страсть…»