Недавно в магазине я наткнулся на чашки с изображениеми святых. На большие фарфоровые бокалы, из которых удобно пить чай, были нанесены изображения Спасителя, Богородицы и известных подвижников.
Во многих храмах формы почитания святынь превратились в способ зарабатывания денег путем продажи в магазинах и лавках этих самых святынь в самом утилитарном виде.
Предприниматели придумали множество псевдоправославных товаров и услуг, которые имеют мало общего с верой, зато отлично продаются и дают возможность почувствовать себя благочестивым православным, не молясь в храме. Вот лишь некоторые поп-«святыни», которые не стоит покупать христианам.
1. Голографические иконы
«Объемные голографические 3D-иконы оптом придадут покой и умиротворение интерьеру Вашего дома!
Можно сделать великолепный ремонт, потратив огромные средства, но Ваше жилище станет уютным и оригинальным только тогда, когда его украсят подходящие по стилю картины. Сейчас модно оформлять интерьер объемными голографическими картинами для увеличения пространства и придания глубины помещению. Такие 3D-картины притягивают взгляд, хочется постоянно любоваться ими, чтобы обрести душевное равновесие и расслабиться».
Рекламный текст, взятый на одном из многочисленных сайтов, предлагает расслабиться, глядя на некачественные изображения Спасителя, Богородицы или святых, которые меняются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину.
Такие «образа» невозможно освятить в Церкви. Дело в том, что для каждого типа иконы есть специальная молитва, а китайская голография – это просто набор картинок, перед которыми невозможно молиться, поскольку непонятно, чей это образ, и кому конкретно человек поклоняется, стоя перед подобной поделкой.
2. Наборы для вышиваний
Среди вещей с православной символикой есть вышивки. Человек покупает набор, и может повесить у себя дома самодельный коврик или салфетку, например, с блаженной Матроной.
На первый взгляд, это очень хорошая идея. Вышивка – процесс долгий и творческий, за время работы над этой картиной верующий может помолиться святой, проявить свою любовь к ней, но здесь есть свои подводные камни.
Изображения святых часто сделаны некачественно и с ошибками, готовую продукцию вряд ли освятят в храме, а главное, непонятно, что делать с ковриком или готовой салфеткой. Резать колбасу и вытирать рот изображением святого не хочется. Можно положить в тумбочку, но в ней быстро заканчивается место. Так что лучше вышивать нейтральные пейзажи, а дома повесить хорошую икону почитаемого святого.
Тем же, кто действительно хочет научиться вышивать, можно пойти на специальные курсы, но даже качественное шитье или вышивку гораздо правильнее было бы применить в украшении своего прихода (облачений или утвари), чем для покрытия ими стен квартиры.
3. Вип-паломничества
Паломничества могут быть разными по уровню комфорта. Молодой маме с ребенком или занятому человеку не стоит ехать в переполненном автобусе с пением акафистов, спать на полу в храме, и претерпевать прочие лишения. Во многих монастырях сейчас есть гостиницы для пилигримов с разным уровнем комфорта. Так что человек может выбирать себе удобный способ для путешествия к святыням.
Речь о другом. Вот типичный анонс для вип-паломников:
«Для тех, кто несет общественное служение в государственном аппарате или занят банковским делом и располагает ограниченным временем для поездки на Святую Гору, мы готовы предоставить программу, когда Вы сможете за короткий срок, 1–2 дня, увидеть весь Афон….. Вне зависимости от времени суток, Вам откроют монастырские святыни для поклонения….Если у Вас есть желание получить благословение или услышать ответ на сложный вопрос, касающийся духовной жизни, мы организуем встречу с самыми известными старцами Святой Горы Афон».
Старцы и святыни становятся предметом неприличного торга. В Житии Феодосия Печерского рассказывается, как привратник не пустил в монастырь киевского князя, чтобы не нарушить послеобеденного отдыха братии. Но современным работникам «банковского дела» обещают поднять с постели любого духовника, или открыть святыни.
Еще апостол Павел возмущался тем, что богатые христиане не делятся припасами на вечерях любви, но первым христианам не приходило в голову продавать за деньги, например, возможность без очереди побеседовать с апостолом Петром.
Кроме того, нет никакой гарантии, что богатому паломнику в качестве старца не представят обыкновенного мужчину с бородой и в подряснике, а ответ на сложный жизненный вопрос будет несовместим с учением Церкви.
4. Вип-подарки
Ручки с золотым пером, на которых выгравирован образ Святой Троицы, дорогое Евангелие в роскошном переплете или «панно «Сошествие Христа в ад»» вместе с «Декоративная бутыл «Москва» в коже, 2 рюмки в комплекте. Объём бутыли 0,5 л. Имеет плотно закрывающую крышку, предотвращающую выветривание алкоголя» (орфография оригинала), на которой изображен храм Василия Блаженного – вот лишь малый список товаров, который можно обозначить известной пелевинской фразой «Солидный Господь для солидных господ».
Наверное, приятно распивать дорогущий коньяк из золотой стопки с иконой, но такие подарки не только профанируют святыню, но и убивают саму идею христианства, поскольку на деньги, сэкономленные на подобных подарках, можно вылечить больных, накормить бедных или помочь в реставрации сельского храма.
5. Виртуальное поклонение святыням
«Кто не имеет возможности посетить монастырь, могут заказать требы о здравии и о упокоении почтой, вложив в конверт с записками копию банковской квитанции. Пожертвование можно отправить почтовым или банковским переводом».
Текст, размещенный на сайте самого известного московского монастыря, где находятся мощи блаженной Матроны, показывает, как почитание святых может превратиться в очень странное и коммерчески выгодное предприятие.
Конечно, люди, которые очень хотят помолиться перед мощами блаженной, но не могут приехать в Москву, могут воспользоваться этим предложением, но все-таки у подобного сервиса есть несколько недостатков. Молитва не может быть объектом торговли. Отправив банковский перевод, человек не становится ближе к святому. Не существует более или менее эффективных мест для молитвы, святая услышит наше обращение к ней, если мы находимся дома или заказываем молебен в храме рядом с домом.
Личная молитва на литургии в церкви гораздо важнее для христианина, чем виртуальное посещение Покровского монастыря в Москве.
6. Наклейки на яйца, пасхальное мыло, благочестивое полотенце и святая тарелка
Каждый год перед Пасхой в магазинах и на сайтах можно найти термопленки на яйца с изображением икон, пасхальное мыло в виде яиц, пасхальные полотенца с изображением Спасителя.
У всех этих вещей один недостаток – невозможность ими пользоваться. Скорлупу с иконой неудобно выбрасывать в мусор, мылом с религиозной символикой мыть интимные места, а резать колбасу, есть суп из тарелки с изображением святого или вытирать грязные руки о полотенце с иконой придет в голову только закоренелому безбожнику.
Между тем, все эти товары наводнили православный рынок и превратились в набор неудобных подарков, которые переходят от одних православных к другим до тех пор, пока не разобьются или обветшают.
Тот, кто первый придумает 3D-шредер для уничтожения ненужных и обветшавших святынь, может заработать огромные деньги.
Пока же индустрия поп-«святынь» процветает, несмотря на то, что определение VII Вселенского собора фактически запрещает наносить изображения Христа, Богоматери или святых на предметы, не предназначенные для поклонения или совершения литургии:
«…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним».
В нашем же случае производство поп-«святынь» поставлено на поток, и китайские производители готовы обеспечить любые, даже самые странные религиозные потребности, задача же христиан – показать, что поп-святость не имеет ничего общего с верой.