Она, Мать Христа Бога, раскинула руки над полем со сжатыми снопами. Что это? Последняя молитва перед приходом Сына Человеческого, в тот самый неуловимый миг, когда Он ещё не обрушил свой гнев на грешников, и Мать пытается умолить Его хотя бы о некоторых? Мать отвращает гнев Сына…
Если мы понимаем это слишком буквально, не получится ли перед нашим мысленным взором картина патриархального Рима – пожилая благородная матрона удерживает сына-императора от справедливого суда над врагами.
Сама она – бесправна и всецело от него, императора, зависит, не имеет права голоса в Сенате и на форуме, но ее сына-императора – его-то, ее плоть и кровь! – быть может, тронут материнские мольбы, материнские слезы, они, быть может, найдут дорогу в его жестокий мужской мир, где у врагов императора судьба одна – смерть, и порой смерть мучительная.
Но разве Христос и кесарь – одно и то же?! Не велел ли Он отдавать иное императору, а иное – Богу (Мф.22:21), не дал ли навсегда понять, что Царство Его – не от мира сего (Ин.18:36)? Не понял ли друг императора, Пилат, что перед ним – Человек, который настолько далек от стремлений к власти императорской где бы то ни было и когда бы то ни было, что неправо было бы осудить Его за само стремление к власти.
Иисус Христос не стремился стать «небесным императором» и – воскресший – не приобрел Он привычки, чуждые ему при жизни земной, на пути к Кресту.
К Кресту. Там Он совершил Свое служение Первосвященника – и в отличие от императора, который носил титул верховного жреца, pontifex maximus, Сам стал и Жертвой, и Жрецом, и Приносимым, и Приносящим. У Него одного достаточно мужества и силы совершать великое дело, ради которого Он и пришел. «Ибо дело Его – спасать», как писал священномученик Ириней Лионский.
Он Сам – и есть первый Колос, принесенный в чистую жертву Богу. Он Сам – первый Плод будущего урожая. Во времена неолита человечество узнало тайну зерна – оно, падая в землю, умирает, для того чтобы принести много плода.
Эта неясная надежда питала дух человечества миллионы лет – ее размытые, точно отраженные в тусклом зеркале, образы можно встретить и в Элевсинских мистериях, и в захоронениях древности. Все жили этой неясной, порой искаженной надеждой, – до того как Мария понесла под сердцем Плод чрева Своего.
Ее Первенец – не только Жертва, которая делала осмысленными все жертвы Закона Моисеева. Ее Первенец – не только искупитель первенцев Израилевых. Он еще и Первенец из мертвых (Кол.1:18), «Начаток» – первый колос и первый плод урожая грядущей жатвы, того Дня, когда «будет Бог во всем».
Он – такой, каким надлежит быть человеку. «Се, Человек!» – сказал Пилат, и споры о том, что он имел в виду, не утихают в среде библеистов до сих пор. Но он оказался прав, сам не зная этого – а жена его, Клавдия Прокула, недаром видела вещие сны (Мф.27:19). Иисус Христос – Настоящий Человек. Крестная высота подняла Его над землей для того, чтобы Он мог преломленным хлебом накормить не пять тысяч, а тысячи тысяч и тьмы тем.
Он – первый Колос, вырвавшийся из тьмы и мрака земли, куда сходят все, и откуда еще никто не возвращался. Но Он – вернулся. Не изуродованным, не имеющим ни вида, ни величия Иисусом из Назарета, «Мужем скорбей», а сияющим и прекрасным Христом.
И мы не знаем, какими мы должны быть по замыслу Его – знаем, что подобными Ему будем.
«Рекл еси другом, Христе: Аз глаголю: питие новое во Царствии Моем пити имам, якоже бо Бог с вами боги буду». (Канон Великого Четверга).
И взирает Мать Его на сжатое поле – жатва закончена. Тот, кто от чрева Её пришел, пострадал и вознесся на Крест, и прославился, и умер, как зерно пшеничное, и был погребен – воссиял из мертвых. И Она ведает – какой Христос, такие и Христовы.
Как это далеко от патриархальной беседы царя-сына и царицы-матери, печалующейся о судьбе страдальцев. Народное благочестие сложило такой рассказ: «Посмотри, Мать Моя, разве достойны они быть спасенными? Они же свиньи!» – говорит в этом рассказе Сын Божий. А Мать отвечает Ему со всей находчивостью бесправной, но уважаемой женщины: «Да, свиньи, но Мои. Со Мной они и будут!»
…Христос пришел не спасать свиней от мясника. Он пришел спасать братьев от смерти. Он не стыдится называть нас «братьями» (Евр.2:11) и «друзьями» (Ин.15:15). Он не стыдится ничего нашего, и смерти не стыдится, и ухода в могилу. Но мы стыдимся высокого имени «христианин». Нам проще быть безответными свиньями, про которых скажут «Это – мои!» чем быть братьями Христа.
Быть братьями и друзьями Брата и Друга, Первенца из умерших – тяжело. Но это призвание каждого христианина. И к нам протягивает руки Мать Его, усыновившая нас у Креста Своего Сына. Протягивает руки, умоляя быть подобными Ему, чтобы не одинок был Ее Сын, чтобы не напрасно было Его действие в нас. И к Нему протягивает Она руки – прося, чтобы Он дал нам сил не утратить «почесть вышняго звания во Христе Иисусе» (Филипп. 3:14),
«Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Филипп.3:21)».