Известие об установке памятника И. В. Сталину в Якутске стала поводом к новому витку полемики вокруг имени этого исторического деятеля. Почему в обществе возникает запрос на возвеличивание человека, чья манера управления государством была одной из самых жестоких и деспотичных в современной мировой истории?
Правмир обратился с этим вопросом к представителям духовенства Русской Православной Церкви, несущим служение в различных регионах.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Беларусь):
Люди, делающие ставку на Сталина, совершают огромную ошибку
О чем нам говорит сама этимология слова «памятник»? О том, что им увековечивается память о чем-то или о ком-то. О чем нам напоминает лицо Сталина? Лично для меня — это память о бесчисленных жертвах, сотнях тысяч пострадавших.
Как мы говорим, что в странах бывшего СССР нет ни одной семьи, в которой не было жертв Великой Отечественной войны, так же мы можем сказать, что нет и ни одной семьи, в которой не было бы жертв сталинских репрессий. Поэтому, глядя на этот памятник, мы думаем о трагической истории нашей страны, содрогаемся от воспоминаний о тяжелых страницах нашей истории.
Имя Сталина связывают с днем Победы в Великой Отечественной войне. Но ведь это день победы нашего народа, а не лично Сталина. Это день памяти великих жертв, которые были принесены нашими людьми ради освобождения от нацизма как наших стран, так всего мира. Сталин же — это мрачная фигура в истории России. И я думаю, победа в Великой Отечественной войне произошла не благодаря его руководству, а вопреки.
За последние десятилетия мы лучше узнали нашу историю. Архивы открыты, мы наслышаны о репрессиях, но пропаганда идет. Удивительно, культ личности, развенчанный еще в советские годы, как будто восстает из пепла. Надо делать акценты на другие лица и других героев нашей истории.
Мне кажется, чтобы в качестве примеров для нас и ориентиров на будущее России, Беларуси и Украины, не восставали такие герои, как Сталин, мы должны вместе стараться находить других героев. Таких много среди военачальников, правителей, преданных Богу, народу и делу людей, святых. Есть святой благоверный князь Александр Невский. Есть образы подвижников XX века, практически наших современников.
Пока же такие печальные веяния — возвеличивать антигероев — существуют. И в Беларуси, и в России до сих пор стоят памятники и Ленину. Так что проблема касается не только города Якутска, но и всех нас. Этот памятник мог бы появиться в любой точке, в том числе и в городе, где я несу служение епископа (слава Богу, что этого еще нет!). Люди, делающие ставку на Сталина, совершают огромную ошибку.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Елоховского собора в Москве:
Почитание Сталина — оправдание собственной лени
Некоторые наши люди почему-то склонны к крайностям, в особенности уповая на роль сильной личности в истории. Поэтому и происходит «отмывание» фигуры Сталина
Само по себе — это некое заблуждение, которое не может не печалить. Так может рассуждать человек, по которому не прошелся каток репрессий, человек, который не умеет анализировать исторические сведения, а играет в какие-то игры. Чаще всего ему просто самому хочется быть лидером, вот он и выбрал в качестве образца для подражания в этой роли картинку: Сталин — красивый вождь, с усами, сильный, который якобы выиграл войну.
Основная причина почитания Сталина — люди скучают по сильной руке. А это в свою очередь — оправдание собственной лени и нерадения. Я сам такой слабенький, а вот придет хороший начальник — и я всем покажу! Он станет мной командовать жесткой рукой, и стану я хорошим, и страна будет в порядке! Удобное оправдание, что сказать.
Чтобы не происходило возвеличивания фигур типа Сталина, необходимо внушать людям мысль, которая отражена в народной мудрости: «на Бога надейся, а сам не плошай», — и в Псалтири: «Не надейся на князи, на сыны человеческия».
Нужно не на сильных мира сего надеяться, а над собой работать. Никто не придет и вместо тебя ничего не сделает. Если Церковь в лице духовенства, архипастырей, будет всегда об этом говорить: в тебе проблема, не надейся на очередного человеческого вождя, а в себе что-то меняй, сам что-то делай — тогда и не будет повода для преклонения перед вождем.
Такие взрослые игры задевают сердца людей и разделяют общество. Это очень печально.
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода святых апостолов Петра и Павла, Гонконг:
Возвеличивание Сталина — проявление исторического беспамятства
С моей точки зрения, возвеличивание Сталина — это проявление удивительного исторического беспамятства и бесчувствия. Видимо, люди, у которых в сталинские времена никто не пострадал: не был убит, не был сослан в концлагеря — живут иллюзиями, не имеющими отношения к реальной оценке его роли в истории страны и жизни общества.
Вскоре после смерти Сталина, даже вполне коммунистическое руководство в лице Хрущева вынесло очень жесткую оценку деятельности Сталина. Устанавливать памятники человеку, который принес трагедию миллионам граждан нашей страны, после смерти которого многие плакали от радости?
Приведу в пример историю моей семьи. Моя бабушка провела восемь лет в лагерях по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Она была наполовину немкой. Родилась она в 1913 году. В материалах следствия фигурировало, что она начала шпионить в пользу Германии во Пскове еще за два года до своего рождения, в 1911 году. Уже после войны она вышла на свободу и вышла замуж за моего деда. Но год спустя, в 1947 году, началась новая волна репрессий, и они были сосланы еще на восемь лет.
Из этой ссылки возвращались через Москву, как раз вскоре после смерти и похорон Сталина. Мама рассказывала мне, что дедушка специально повел ее в Мавзолей, чтобы показать Сталина, который там тогда лежал рядом с Лениным. «Посмотри и запомни этих людей. — сказал он ей. — Они шестнадцать лет разрушали нашу семью».
Думаю, на похороны Сталина очень многие пришли не для того, чтобы отдать ему почести, а чтобы запомнить этот ужас и никогда не забывать.
Устанавливать такому персонажу памятники — признак полной исторической амнезии, и это совершенно недопустимо!
Что с этим делать? Вести максимально широкую общественную дискуссию. Публиковать свои мнения, не слишком эмоционально окрашенные, а аргументированные. У нас в обществе отсутствует культура ведения дискуссии. Люди не слышат аргументов, закидывая друг друга эмоциями. А в данном случае надо просто объяснить, что к чему: сколько людей пострадали, как они пострадали, как велись дела и выносились приговоры.
Отдельный дискуссионный вопрос, нуждающийся в объективной исторической оценке — роль Сталина в войне. Что он сделал с армией?
Пока я не вижу оснований для возвеличивания этой фигуры. Вижу, напротив, основания для демифологизации.
Игумен Андрей (Мороз), ректор Якутской духовной семинарии:
Заслуги Сталина полностью покрыты морем людской крови
Проблема состоит далеко не только в том, что в Якутии установлен памятник Сталину. Вся ситуация с полемикой вокруг Сталина и памятника ему свидетельствует о том, что государство упустило из-под контроля процесс передачи исторических и общекультурных знаний в системе образования.
Когда принимается решение об установке памятника какому бы то ни было историческому деятелю, основываться нужно на фактах, трезвой оценке того, что он принес государству (разумеется, если памятник устанавливается не на луне и не у себя в огороде — тогда не обидно).
Какая-то катастрофа случилась с нашей исторической памятью-либо у тех, кто ставит, либо уж у тех, кто критикует памятник Сталину. Никакой цельной позиции по Сталину не предлагается, поэтому в результате имеем то, что имеем: библеисту Андрею Десницкому памятник не нравится, главе «Алмазов Анабара» Матвею Евсееву — нравится, а отличие между ними в возможностях.
Я сам — человек из советского прошлого, в школе учился в годы застоя. Культ личности уже был развенчан, и о Сталине много не говорили, кроме того, что был в стране такой руководитель во время индустриализации и Великой Отечественной войны. О том, что это лично «Сталин дал приказ», узнавал позже из песен — в моем детстве их не пели. В военных фильмах Иосиф Виссарионович упоминался, только когда показывали ставку главнокомандующего.
Мне кажется очевидным, что заслуги Сталина полностью покрыты морем людской крови. Ему приписывается фраза: «Смерть одного — трагедия, смерть тысяч — статистика». В моем понимании, это — цинизм. Поэтому надо просто трезво определиться. Да, был такой глава нашего государства, да, при нем удалось достигнуть таких-то и таких-то успехов, а кроме того при нем произошли репрессии против такого-то и такого-то количества человек таких-то слоев общества.
Не должно оставаться пространства ни для героизации, ни для излишней демонизации этого деятеля. Если мы трезво взвесим, определим, сколько людей по вине Сталина прекратили свою жизнь, потеряли семью, попали в ссылку — он не выйдет большим героем.
Теперь что касается собственно установления памятника. Всем, кому это кажется странным или диким, рекомендую года на три приехать в Якутию. Во-первых, это поможет познакомиться с местным менталитетом. Здесь мировоззрение очень близко к конфуцианскому. Всякая власть существует по воле небес. Сталин был руководителем, значит, и на то была воля небес, и ему надо оказывать почтение.
Во-вторых, вы узнаете, что тут не только Сталину памятники устанавливают, но и многим достойнейшим людям. В этом вообще нет ничего идеологического. Бюст — это просто факт того, что ты был в истории.
Наконец, самое главное. Три года я был священником в Буденновске (именно там в июне 1995 года произошел первый крупный теракт в стране — захват больницы). Там я узнал, что есть такое явление как «синдром заложника» (иначе называется «стогкольмский синдром»). Когда человек проводит много времени в окружении террористов, он к ним привыкает, начинает испытывать какие-то чувства и оказывается на их стороне.
Ему уже становятся понятны их мотивы, и в конечном итоге он начинает задаваться вопросом, почему не прислушиваются к их требованиям, не удовлетворяют их просьбы. Заложник старается оправдать террористов. Может быть, в установке бюста в Якутске сказался тот самый «синдром заложника». Ведь все родом из нашего прошлого! Молодые руководители, думаю, уже бы не поставили такого памятника.
Протоиерей Сергий Клинцов, настоятель Градоякутского Преображенского собора:
Надо взвешивать добро и зло
Лично про инициатора установки памятника Сталину Матвея Николаевича Евсеева ничего дурного нельзя сказать. Он верующий человек, возглавлял реставрацию нескольких храмов Якутии. Негативных отзывов о нем я не слышал. Поэтому подобные действия с его стороны вызвали у нас недоумение и послужили поводом к написанию уже известного открытого письма.
Может быть, это связано с тем, что Матвей Николаевич руководит крупным алмазодобывающим предприятием «Алмазы Анабара», и он хотел таким образом отдать дань Сталину за вклад в развитие золото- и алмазодобычи в республике — именно по его приказу в Якутии проводились геологические разведки. Но это нисколько не оправдывает увековечивание памяти тирана в виде установки памятника. Про Гитлера тоже можно что-нибудь доброе вспомнить. Надо как-то взвешивать добро и зло, причиненное такими людьми.
Вокруг установки памятника лично я не наблюдал никакой полемики, но может быть, она должна была быть слишком громкой, чтобы я услышал. Я увидел только результат. Мы в тот день, 8 мая, прошли крестным ходом до часовни, а возвращаясь обратно, увидели возле здания собрание — пелену с памятника снимают.
Коммунисты в городе, действительно, есть, в том числе и молодежь. Есть ли среди них верующие — сказать сложно.
Один пример у меня перед глазами. Есть у меня знакомый отрок-старшеклассник, позиционирующий себя активным коммунистом. Я не считал, что это должно мешать активно молиться и даже брал его в алтарь. Он походил, но потом перестал. Видно было, что у него происходит какая-то внутренняя ломка. Что-то недетское проскальзывало в его отроческих взглядах…
Разумеется, один человек — не показатель. О политических взглядах в храме спрашивать не принято — может, есть и коммунисты. Активно себя никто больше не проявлял.