Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников.

— В наше время некоторые монахи после принятия пострига продолжают владеть личным имуществом…

— Это противоречит канонам и святоотеческим установлениям. Свой путь монах начинает с отказа не только от имущества, но и от своей воли. Он поступает в полное послушание своему старцу.

— Какие последствия влечет за собой непослушание старцу?

— Если монах оказывает послушание – вся ответственность лежит на его старце, если нет – за свои поступки отвечает сам.

— Как поступить монаху, если он видит, что поведение игумена противоречит канонам Церкви?

— На это вопрос дает ответ святитель Василий Великий. Если братия монастыря видит, что игумен ведет себя неправильно – необходимо усилить молитву, просить у Господа просветить их, как следует поступить. И после этого со смирением высказать игумену то, что их беспокоит.

Самое главное, чтобы человек делал все со смирением. Это основа всей христианской жизни.

— Предположим, что игумен коротко подстригает бороду? Это ведь неправильно? Как поступать в таких случаях монаху?

— Да, это неправильно. Но монах, взявший на себя обет послушания, должен исполнять его до конца. Единственное исключение – это отступление игумена (или старца) в догматических вопросах, вопросах веры.

— Что вы думаете по поводу ежегодного отпуска монахов?

— В принципе, если такая практика сложилась в той или иной обители – это возможно. Но не будем забывать, что отпуск монахов это веяние нашего времени. В монастырях древности такого не было.

Впрочем, монах может покинуть обитель по какой-то уважительной причине, обязательно получив на это благословение у своего игумена.

— Если монах хочет совершить паломничество?

Польза такой поездки сомнительна. Монах спасается в своем монастыре. На Святой Горе Афон многие иноки никогда не были даже в соседних обителях.

— А регулярное посещение родственников?

Монах уходит от мира. И это должен быть действительный отказ от мирского, а не его видимость. Любые уступки все равно будут уступками.

— Что вы еще можете сказать о добродетели послушания?

Самое главное, чтобы человек осознавал, зачем необходимо послушание. Понимал, что сам по себе (без духовного руководителя) он не способен следовать Воле Божией. Осознавал, что он порабощен страстям и греху, и может освободиться из этого рабства именно через послушание своему духовному наставнику.

Человек не может одновременно служить двум господам — «Богу и мамоне»1.И послушание – это единственный путь к освобождению человека (в особенности его сознания) от рабства греху.

Через послушание мы отсекаем свою волю и становимся способными творить волю Божию.

Если человек осознает это – то послушание приносит ему радость. Если нет – терзается помыслами: «зачем мне его слушаться?», «да кто это такой, чтобы его слушаться?» и т.д.

— Значит, главное — это осознать, что такое добродетель?

Знание – это фундамент. До тех пор, пока человек не очистится от греха и его разум не просветит Дух Святой – жизненно необходимо изучать Закон Божий, Священное Писание и творения Святых отцов. Это духовный компас, правильная система координат, необходимая для нашего духовного развития.

— В семье, как и в монастыре, тоже должна быть определенная иерархия…

Несомненно. Муж – глава семьи, как Господь – глава Церкви. Но и в том и в другом случае главенство основано на любви: как Христос любит Церковь, супруг должен любить свою семью.

Самое главное для человека – исполнять Волю Божию. А она заключается в том, чтобы люди имели любовь между собой. Если нет любви – значит мы далеки от Бога.

— Когда нас оставляет благодать Божия?

Благодать мы получаем во время Таинства Крещения. Но к сожалению, мы оказываемся ее недостойными и со временем можем потерять. Во время Таинства мы даем обещание отречься от сатаны и сочетаваться Христу, но по собственной воле нарушаем заповеди, тем самым идя против Бога.

Таким образом, путь к стяжанию благодати – соблюдение заповедей. Зная, что мы можем оступиться, Бог дал нам второе Крещение – Таинство Покаяния. Через это и другие таинства мы становимся общниками Божественной благодати.

— Расскажите о борьбе со страстями.

— Ко всему необходимо подходить с рассуждением. «Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною»2, – говорит апостол Павел. Если мы задумаемся над своим состоянием – увидим, что грех нас разрушает. Причем не только нашу душу, но и тело.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его»3. С нашей стороны необходим подвиг. Мы должны стремиться подчинить плоть духу. Не идти на поводу у греха, а управлять своими желаниями.

Человек обладает свободной волей. И каждый выбирает между добром и злом, между тем, чтобы поступить разумно, или пойти на поводу у своих страстей.


1 Мф. 6:24.

2 1 Кор. 6:12.

3 Мф. 11:12.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.