Правильная постановка проблем является основой научного прогресса и разрешения трудностей нашей жизни. Бесчисленные песчинки на морском берегу находятся в непрерывном движении от бьющих по ним волн. Если бы мы могли покрасить часть песчинок, лежащих на поверхности, мы бы заметили, что после набежавшей волны они исчезают, погружаясь все глубже в песок, а после нескольких волн вновь оказываются на поверхности. Нас с вами, братья мои, подобно песчинкам, топят яростные волны житейского моря, а затем (к сожалению, не всегда), после многочисленных ударов, вновь возвращают на поверхность.
Не следует думать, что, если мы сейчас находимся на поверхности, мы останемся там навсегда. Мы пребываем здесь не постоянно, а временно. Мы – песчинки в постоянно движимом слое песка, члены общества, в котором, по словам Гераклита, “все течет”, иными словами, все здесь пребывает в движении и непостоянстве. Следовательно, все непрерывно меняется, все тленно и изменчиво. Поэтому всегда осознававшая это Церковь подготавливает нас к личным, семейным, социальным и общественным переменам, говоря словами царя и пророка Давида: “Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе” (Пс. 33:11).
Находясь на поверхности, мы не представляем себе, что одной волны достаточно, чтобы низвергнуть нас во тьму, а другая волна, но лишь под действием Божественной благодати, вновь возвратит нас к свету. Находясь на поверхности, не следует бездумно наслаждаться этим состоянием. Многие желали бы в этот момент оказаться на нашем месте, но не имеют такой возможности. Мы должны помнить, что это Бог удостоил нас этой чести – находиться на поверхности житейского моря – и протягивать руку помощи всем, кто лишен этого счастья. Рука помощи – это выражение любви по отношению к тем, кто обделен радостью. И Бог, видящий нашу любовь, отводит от нас разрушительные волны. Любовь отдаляет от нас карающую волну Бога.
В последние годы мы наблюдали множество таких волн, опрокидывающих наших ближних. Мы видели наших гордых соотечественников, преданных и огорченных всеми теми, кто считали себя способными верно руководить ими и привести к благополучию. Сейчас все они склонили головы под тяжестью многочисленных житейских проблем. Мы видели, как они бедствуют, но при этом не забывают благодарить Бога за Его ежедневные дары, наблюдая, как люди вокруг них лишаются и этих немногочисленных благ. Они живут, как будто не чувствуя своей обделенности.
Движимые любовью к ближнему, они дарят ему свое тепло и поддержку. Мы наблюдали и уязвленную гордость адресатов этой любви, которые с сомнениями принимали помощь и добрые слова. Те, кто еще недавно отдавали свою любовь окружающим, сейчас сами принимают эту любовь.
Мы не должны забывать, что любовь и злость являются сестрами, рожденными одной матерью. Но они противоречат друг другу, следуя каждая своей дорогой. И лишь в одном они совпадают – в понимании того, что каждая из них взята взаймы. Ведь если мы творим добро, Бог явит нам его, когда сами мы уже забудем о содеянном. И даже если благодетели забывают о своих благодеяниях, Бог всегда помнит о них. Будем же без колебаний плавать в прекрасных водах любви, которым не угрожают разрушительные волны.
Штиль святой любви к Иисусу Христу и бескорыстие, то есть неважность того, что повлечет за собой любовь к Христу: радость или печаль, – приносят в нашу жизнь счастье. Это безмятежность благородная и возвышенная, лишенная скупости, расчета и страха, великодушная и достойная святого величия и абсолютной веры в дружеское расположение Христа, любящего нас.