Монах Лука (Филофейский):
Обратимся к словам стихиры, которую поет Церковь на первой Литургии Преждеосвященных Даров Великого поста: «Постяшеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость»1.
Церковный язык, на первый взгляд, сложен для восприятия. Но постичь его мешает нам не разум, а сердце. Если сердце человека открыто – он постигнет самые глубокие смыслы.
Мы не будем глубоко анализировать текст стихиры, отметим лишь, что он несомненно касается состояния, в котором мы с вами находимся. Все мы запутались в сетях беззакония и несправедливости, в которые стремиться уловить нас лукавый.
Чтобы постичь смысл поста, обратимся к словам Святителя Василия Великого: «Для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост»2.
Обратите внимания: как рельефно святой Василий отобразил все наши «проблемные места». Когда пост сопряжён с отречением от своего «я» – только тогда он угоден Богу.
«Препрославленная благодать всечестного поста, имже Илия пророк обретает колесницу огненную, и Моисей скрижали приемлет, Даниил же чудный бысть, Елиссей мертваго воздвиже, отроцы же огнь угасиша, и всяк кто к Богу присвоися Тем питающеся возопиим: благословен Христос Бог наш, тако благоволивый, слава Тебе» гласит один из тропарей Постной Триоди.
«Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится»3.
И ещё одно песнопение понедельника второй седмицы Великого поста: «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением, и о убогих попечение, Христос в писаниих завеща».
Почему нам необходимо поститься? Адам после грехопадения подчинил дух чувствам и стал искать радость в чувственном бытии. Истинный христианин (чадо Христа – Нового Адама), в Таинстве Крещения символически распятый и воскресшый, следует по обратному пути: через пост, молитву, трезвение восходит от смерти к жизни, от земли на небо.
Адам не сохранил пост и пал. Мы, находящиеся здесь, на земле, в ссылке должны поститься чтобы вернуться домой.
Так как мы не могли подняться на небо, к нам спустился Сам Господь и дал возможность спастись. Те, кто принимают Его – склоняют перед Ним голову, смиряют себя, и окрылённые Животворящей Благодатью Святого Духа получают силы чтобы исполнить Заповеди Божии. Ведь Господь дал нам не только Заповеди, но и возможности чтобы им следовать.
На Страшном Суде, когда всё тайное станет явным – мы увидим, что всё сказанное Господом в Евангелии можно было исполнить. Но пока мы живы, всё это вопрос нашей совести и любочестия. Каждый покажет насколько глубока его вера и действительно ли он принимает слова Господа (не просто слушает их, а делает содержанием всей своей жизни).
Только если мы сделаем своё сердце местом достойным, чтобы в нём мог поселиться Бог, в полной мере ощутим его присутствие в своей жизни.
Господь, придя на землю, принёс нам великий дар – покаяние. Нет ничего более важного и ценного. Покаяние даёт нам возможность вернуться к Богу, вернуться подобно блудному сыну. Покаяние невозможно без исповеди. Не может быть исповеди без покаяния и покаяния без исповеди. Когда человек раскаивается и начинает ощущать груз греха, который тяготит его душу, он имеет потребность избавиться от этой тяжести. Помочь ему в этом способен только Христос, даровавший Свою Благодать апостолам и их преемникам. Что свидетельствует о том, что наше покаяние искреннее? Стремление и решимость на борьбу с грехом. По мере исправления мы ощутим, как тяжесть прошлого всё меньше сковывает нашу душу.
Что это значит? Господь прощает нам исповеданные грехи, но страсти-то остаются. И мы должны ополчиться против них. Чем больше будем бороться – тем больше Господь будет избавлять нас от того беспорядка, который у нас внутри.
Пост, молитва, воздержание принесут нам радость. Если же будем отступать и опускать руки – в нашем сердце будет непереносимая печаль. Грех имеет сладость в начале и горечь в конце. Покаяние – горечь в начале, а после него радость. Разве не разумно предпочесть временному и обманчивому, вечное и истинное?
Грех, если мы не покаемся, имеет начало и не имеет конца. Так и подлинное покаяние – несёт радость, которая всё возрастает и возрастает.
Перевод AgionOros.ru, фото из открытых интернет источников.
Продолжение следует…
1 Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания. Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа Бога великую милость.
2 Святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я.
3 Великий канон cвятого Андрея Критского: «Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом».