Скажите, в чем причина столь негативного отношения официальной Церкви к народным целителям?
Я знаю, что Церковь по отношению к народной медицине занимает радикальную позицию. Она не призывает провести "чистку рядов" и изгнать лже-врачевателей -- Церковь просто выражает свое негативное отношение к народной медицине в целом, давая понять, что это дело "небогоугодное".
В то же время целительство существует у нас уже много веков, услугами народных врачевателей пользовались многие православные люди. Почему же Церковь столь агрессивно настроена по отношению к тем, кто пытается облегчить муки других людей, сделать благородное и доброе дело?
Сейчас любая бабушка, владеющая секретами врачевания, выглядит в глазах Церкви как враг не меньший, чем деятели, берущиеся наводить сглаз или порчу.
Широкий пласт народной медицины базируется исключительно на знаниях о тех или иных свойствах природы и человеческого организма. То же лечение травами взять...
Все это исключительно область науки, неисследованных пластов фармакологии и психологии.
Куда яснее становится ситуация, когда речь заходить о всевозможных "ворожеях". Здесь все упирается исключительно в мистику, так что прислушиваться к голосу Церкви здесь стоит особенно внимательно.
И все равно. Со стороны большинства врачевателей никакой агрессии против христианства я не замечаю. Наоборот, многие из них используют христианские символы и молитвы, взывают исключительно к Богу или святым.
Мне кажется, что Церковь пытается решить проблему народной медицины "с наскока", отмахнувшись разом от всего, что предлагает нам богатый опыт человеческого прошлого. Но в то же время я просто уверен, что у подобной позиции должно быть четкое обоснование, которого я, к несчастью, пока не нахожу.
Владимир, город Солнечногорск.
|
Священник Даниил СЫСОЕВ, клирик храма Петра и Павла в Ясенево (г. Москва). Родился в 1974 году в г. Москве. В 2000 г. окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. Женат, имеет двоих детей. Сотрудник Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор нескольких книг и статей.
-- Может быть, народные целители действительно используют неизвестные свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов?
-- Давайте определимся с терминологией. "Народный целитель" -- это кто? Человек, который горчичники ставит по народному методу, ничего плохого не делает. Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, -- значит, он связан с духами. А так как он ее ведет в противодействии Церкви -- значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, -- все равно беги от тех, кто пользуется "благотворными" бесами.
-- В древней Церкви дар исцеления был весьма распространен. Может быть, и те, кто сейчас лечит с молитвой, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?
-- Чтобы утверждать, что некий дар -- от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши -- это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов?
Это очень важно понимать читателям "Фомы". Согласно христианскому вероучению, Церковь -- это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь -- это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит "Нельзя", это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви.
Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают "народные целители"? В чем разница?
Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: "я исцеляю", "я имею дар исцеления", "я являюсь посланником Бога", тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.
Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что "во мне есть дар исцеления". Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: "не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли..." И сегодня, когда православный священник совершает любое церковное таинство, он никогда не говорит, к примеру, "я крещу", "я венчаю" и т.д. Священник произносит: "венчается"... "крещается" – т.е. действие совершается Богом, а не священником. (Единственное исключение -- разрешительная молитва на исповеди, когда священник говорит от первого лица. Но эта формулировка – западного происхождения.)
Главный признак истинного чудотворца -- это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши "достоинства" -- это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели в нашем Центре людей, пострадавших от этих целителей, видели и самих экстрасенсов, они десятками приходят к нам. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.
-- В чем же именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?
-- Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27). А ведь "народные целители" именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: "не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это".
А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно. Ведь вначале дьявол притворяется добрым.
Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: "а мы все равно с ним будем сотрудничать". Или говорили: "а дьявол и Бог -- это одно и то же". Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.
-- О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?
-- По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь, как правило, идет об архимандрите Кирилле (Павлове), имя которого чаще всего в данной ситуации привлекают. Или просто ссылаются на безымянных "старцев". Так вот, это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев. Эти люди лгут. Поэтому нельзя доверять практически ни одному их слову.
Приходили ли ко мне за благословением? Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой "народной медициной". Нередко это тоже начинается со лжи. Сначала "благословите меня заниматься траволечением". Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. А вот дальше получался примерно такой диалог:
-- И каким же образом вы будете лечить?
-- Будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем.
-- А кто вам дал такое право: молитовки читать? И что это за "молитовки"?
-- А на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, или святой.
-- А вы уверены, что он пришел от Бога?
-- Да как Вы можете думать, что ко мне не святой пришел?!
Естественно, никакого благословения я таким людям не давал.
Мне неизвестны случаи, когда священники давали бы такие благословения.
-- А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался -- не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?
-- Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с пациентами таких целителей. Они приходят на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди весьма необычные, с поврежденной психикой. И мне потом приходилось выяснять: "А почему Вы пришли?" Они обычно начинали отвираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви, не понимают, зачем им нужно причащаться. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я спрашивал: "Почему же вы врете-то?" -- "А нам сказал вот так тот, кто нас послал". Может ли человек "от Бога" требовать, чтобы перед лицом Божиим Богу лгали?
Почему же посылают? Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.
-- Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая "вменяемая" бабушка-целительница для Церкви страшнее самого худшего врача из районной поликлиники?
-- Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию* (СНОСКА: фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов.), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине.
Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем -- пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога.
А любая бабушка-целительница, самая хорошая, -- она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковь. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.
-- На какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?
-- Любые методы, которые поощряют убийство. Например, фетальная терапия. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, предложат искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию... На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь -- идти на это нельзя. Даже если излечишь тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.
Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, используемое в современной психиатрии, гипноз... Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались иначе: торсионными полями или как-то еще. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки -- это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И тогда она только навредит. Вот прямая граница.
-- Что бы Вы посоветовали автору письма, и не только ему, но и вообще всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?
-- Напомнил бы старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. Ведь в духовном плане мы все – "маленькие мальчики". А чтобы узнать -- сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов.
Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками.
В наш центр однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник "черной магии". Он начал читать, втянулся -- и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.
v А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Наш храм битком забит этими людьми. Схема стандартная: человек пошел "подлечиться". Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек "подлечиться" от каких-то проблем -- беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: "Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом -- свечкой повожу". И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается... Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: "А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо". Увы, это тоже развитие болезни.
Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни -- все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание...
Источник:
Журнал "Фома"