Свадьба в високосный год (2016 год как раз високосный!) – плохо ли это? Можно ли жениться, выходить замуж в это время? На эти вопросы есть ответ в статье!
Свадьба в високосный год
Мои знакомые очень боятся високосного года (2016 год как раз високосный!). Говорят, что в таком году нельзя выходить замуж и надо ожидать много болезней и смертей. Подскажите, пожалуйста, это суеверия или, действительно, правда? Елена
Здравствуйте, Елена!
Давайте для начала разберемся, чем отличается високосный год от всех остальных. Всего лишь одним днем – 29 февраля. Откуда же взялся этот один день? Попытаемся разобраться.
Известно, что существуют юлианский и григорианский календари. Юлианский календарь был введен в обращение Римским императором Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Юлий Цезарь провел реформу старого римского календаря, который к тому времени был весьма хаотичным и сложным. Новый календарь был солнечным и распределял солнечный год по календарным дням и месяцам. Но, поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, была принята система високосного года, которая «догоняла» длину солнечного года.
Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Юлианский календарь был прост в обращении, но не отличался астрономической точностью. Это и привело к смещению некоторых астрономических дат. Одна из них – день весеннего равноденствия. Именно этот день играет важную роль в вычислении дня празднования Пасхи.
На I Вселенском Соборе 325 года было принято решение праздновать Пасху, Воскресение Христово, всеми поместными Церквями в один день. День весеннего равноденствия приходился тогда на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д. Ко второй половине 16 века ошибка составила уже десять дней. В связи с этим папа Римский Григорий XIII в 1582 году предпринял реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.
Но и для Григорианского календаря понадобились дополнительные меры для вычисления точных дат, т.к. и он не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней.
Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, не-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году. Кстати, именно эта разница и является причиной тому, что в Русской Православной Церкви главные праздники празднуются на 13 дней позже, чем в Западной Церкви и в некоторых Православных Церквях.
Как видите, високосный год – это вполне человеческое изобретение, необходимое для вычисления точных астрономических дат. И никакой мистики здесь абсолютно нет. Но, к сожалению, множество предрассудков и суеверий постоянно усложняют жизнь множества людей. Какими ужасными суевериями обрастает празднование Нового Года. Сплошь и рядом ведется пропаганда зверей-покровителей грядущего года. То обезьяна, то крыса, то свинья призываются покровительствовать людям в наступающем году. И как прискорбно видеть в домах православных христиан фигурки этих животных накануне праздника! Люди, которые верят в Христа Распятого и Воскресшего, становятся по сути язычниками, поклоняющимися призрачной мечте «звериного» счастья. Даже язык не повернется назвать год благости Божией годом крысы или свиньи! Ну какая обезьяна поможет человеку, если его оставит Господь. Православный христианин должен уповать только на Господа и Его милость.
Также существует множество суеверий, связанных с високосным годом. Одно из них гласит, что нельзя играть свадьбу и венчаться в високосном году. Благоприятных или неблагоприятных дней или лет для бракосочетания не существует. Браковенчание не совершается накануне среды, пятницы, воскресения, больших праздников и в течение многодневных постов. Все остальные дни года браковенчание может совершаться без всяких препятствий. Если бы високосный год был каким-то неугодным для церкви с точки зрения совершения Таинства венчания, то наверняка это отразилось бы в церковных канонах. Но, как Вы понимаете, подобного правила не существует. Значит, это суеверие не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Существует еще одно суеверие, связанное с високосным годом. Оно гласит, что в високосном году умирает больше людей, чем в другие годы. Подобное можно предположить лишь в том случае, если большое количество людей умрет именно 29 февраля. Данное рассуждение не имеет никакого обоснования. Если коснуться статистических данных, то в високосные годы умирает приблизительно столько же людей, сколько и в другие, а показатель смертности зависит совершенно от других факторов.
Таким образом, могу посоветовать Вашим знакомым подумать, кто они более – православные христиане или люди, следующие «народным» суевериям. Если первое, то не стоит искать неблагоприятных дней для венчания, считать покойников в високосном году и неистово просить покровительства у зверушек в грядущем году. Благоприятным для жениха и невесты будет их совместный постный и молитвенный подвиг, а также исповедь перед венчанием. Усопшим сродникам и близким нужна лишь молитва и добрая память. Достойной встречей Нового Года будет участие в новогодних молебнах, совершаемых в храмах в эти дни. Если же человек не постится, в Церковь не ходит, если для него это ничего не значит, и имеют значение приметы типа «женившиеся в мае всю жизнь маются», то тогда этому человеку самому решать, какими критериями он будет руководствоваться в жизни. Одним, словом, выбор за вами!
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.