Впервые труд Святейшего Патриарха был издан в 2008 году. В 2009 году вышли два его перевода: на испанский и немецкий языки. В 2010 году состоялись презентации изданий книги на армянском, итальянском и польском, в 2011 году — на английском, арабском и греческом, а в 2012 году — на эстонском, латышском, литовском, болгарском, японском и на иврите. В общей сложности книга Предстоятеля Русской Православной Церкви к настоящему времени издана на шестнадцати языках. Книга, специально переизданная к фестивалю, дополнена трудами последних пяти лет служения Патриарха.
В предисловии к книге Святейший Патриарх подчеркивает: «Сегодня, когда происходит стремительное развитие средств массовой информации, данная тема особенно важна. Христианская миссия в медиапространстве невозможна без свободы, без религиозной свободы, без свободы слова, которую наша Церковь вновь обрела после многих лет преследований и гонений. Обладая этой свободой, мы призваны убедительно свидетельствовать о Господе нашем Иисусе Христе как ближним, так и дальним, чтобы спасительный свет евангельской истины просвещал людские сердца».
Книга состоит из статей и выступлений разного времени, посвященных теме прав человека, важной как в российском обществе, так и в глобальной дискуссии о свободе. В одном из выступлений Святейший Патриарх рассказывает: «Где-то в конце 1990‑х годов я очень серьезно стал размышлять на тему человеческой свободы. Эти размышления поглощали все мое время. Благодарю Бога, что, несмотря на большую занятость, у меня была возможность многое прочитать и многое переосмыслить. В конце концов, мне совершенно четко и определенно стало ясно, что одним из величайших заблуждений, в которые впадало человечество в своем цивилизационном развитии, было разрушение связи между свободой и нравственным чувством».
Большинство материалов в книге — доклады и выступления перед аудиторией, поэтому на протяжении всего издания звучат риторические вопросы: мы живем правильно или неправильно? Правильно ли устроена наша жизнь? Способна ли наша планета существовать в условиях постоянной экономической экспансии, при постоянном росте населения, при постоянно увеличивающейся нагрузке на окружающую среду? Не являются ли бедствия, царящие в мире, результатом внутренней болезни человечества? Делают ли человека счастливым все выше поднимаемая планка потребления, все большие возможности, все больший комфорт, все большее бытовое благополучие? Что делать, если есть люди, несогласные с традиционной моралью, которой придерживается большинство людей планеты? Почему мнение большинства игнорируется и не учитывается в устройстве современного общества?
Предлагаем вашему вниманию выдержки из книги «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности».
Ощущение свободы неотделимо от понимания ответственности
«Именно совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом. Ценность ответственности человека не может быть уделом правовой системы, однако последняя не должна игнорировать роль ответственности личности в реализации прав и свобод. Ответственность человека восстанавливает его связи с окружающими в обществе, возлагая на нас заботу о близких и дальних, о всем Божием творении. Мы несем ответственность за последствия своего выбора перед самими собой и перед окружающими. <…> Свобода выбора, которую исповедует современный мир, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу, особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Мы не можем оправдывать тиранию, деспотизм, терроризм, но ведь каждый, кто применяет эти порочные практики, — они же тоже свободны избирать то, что хотят избрать» (из выступления на заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе». 21 июня 2011 г.).
***
«…Нравственные ценности универсальны, а потому мы должны привести в гармоничное соотношение две ценности, которые принадлежат природе человека, — свободу и нравственную природу. Если мы вводим свободу и нравственную ответственность в соприкосновение, мы обеспечиваем ответственное поведение личности перед собой, перед семьей, перед окружающими, перед обществом, перед всем Божиим творением» (из слова на встрече с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. 12 марта 2011 г.).
***
«Раскрепостить человеческий инстинкт очень просто. Мы сегодня, включая телевизор, можем с легкостью убедиться в этом. Нет ничего проще, чем раскрыть эти темные дионисийские начала в человеческой жизни. Но когда свобода становится кумиром, когда свобода отрывается от чувства ответственности, тогда это становится смертельно опасным» (из слова на Юбилейном акте, посвященном 200‑летию Санкт-Петербургской Духовной Академии. 9 октября 2009 г.).
Какова миссия Церкви в современном мире?
«Сегодня, как и во все времена, миссия Церкви состоит в борьбе за человека, против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед нами» (Русская Церковь и европейская культура // Эксперт. 2010. № 4/690).
***
«…Есть одно непременное условие для достижения единства Церкви и обновления человечества. Этим условием является покаяние. Покаяние — метанойя — есть переменение старого порядка жизни и строя духа, есть осознание неправды и ее отрицание, есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова» (из доклада на I Международном богословском семинаре «На пути к богословию мира». 14–18 декабря 1987 г.).
Мораль — одна
Проповедь Патриарха Кирилла в Казанском кафедральном соборе Находкинской епархии. Приморская митрополия«Одним из аргументов против присутствия норм морали в публичной сфере является утверждение о том, что единой морали не существует. “Сколько людей, столько и мнений, — а значит, столько же и подходов к морали”, — говорят противники поддержки нравственности в общественной жизни. Нет, мораль — одна. <…> Единство морали основано на таком свойстве человека, как совесть. Различные мировоззренческие традиции могут возводить ее к разным источникам. Христианство полагает, что это заложенный в человека Божественный закон, который подсказывает ему, что опасно для него, а что нет» (из выступления на семинаре «Эволюция моральных ценностей и прав человека в многокультурном обществе». 30 октября 2006 г.).
Когда грех становится нормой
«Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подвергается тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия “нравственность”. Есть только понятие “комфорт”. Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях “комфортно — некомфортно”, “выгодно — невыгодно”, “прибыльно — неприбыльно”» (из выступления на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий. 30 мая 2012 г.).
Связан ли грех с концом человеческой истории?
«…Грех несовместим с жизнью “на дальнюю перспективу”, потому что грех — это зло. Он несовместим с жизнью, жизнь возможна только тогда, когда добра больше, чем зла. Конец человеческой истории наступит тогда, когда зло восторжествует над добром в глобальном масштабе. Поэтому игнорировать фундаментальные нравственные ценности жизненно опасно для человеческой цивилизации» (из слова на встрече с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлютом Чавушоглу. 13 октября 2010 г.).