В эти дни прошлым летом – затонул теплоход «Булгария». Сейчас — трагедия в Крымске. Почему в России так часты стихийные (и техногенные) бедствия? Как должна вести себя власть в таких случаях? Что делает государство после того, как уже все произошло? Что нужно менять в нашей жизни после таких катастроф? Отвечают священники.
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Неполитические выводы
Говорить что-то конкретно по поводу трагедии в Краснодарском крае я не могу по той причине, что у нас нет точной информации, зато много домыслов, версий.
Это как в 20-30 годы прошлого века политические заключенные вели бесконечные беседы о том, что есть слухи о близящейся амнистии, о том, что скоро всех освободят… Слухи появляются от недостатка информации.
То же – и с бедствием в Краснодарском крае – недостаток информации. И мы можем только сочувствовать, скорбеть, молиться.
А если вспоминать и трагедии прошедших лет, гибель теплохода «Булгария», другие печальные события, то надо сказать, что после советской власти не произошло перемены в отношении к русским людям. Ценность советского человека – ничтожно мала, с ним можно не считаться.
Слово «массы» — оно и коммунистическое, и гитлеровское. И сегодня – к массам налогоплательщиков нет нормального человеческого отношения. Я не удивлюсь, что такое же отношение было и в ситуации с Крымском, но ответственно сказать, что там дело складывалась именно так – не могу.
Однако можно уверенно сказать, что за последние годы духовной перемены не произошло. Не было ни покаяния, ни изменения отношений к Богу и к людям.
Мы не только не стали православными, мы не научились еще уважать людей. В некоторых неправославных странах уважительно относятся к своим гражданам, что идет еще от традиций Римской империи. А у нас к гражданам чаще отношение как к рабам, а потому и у людей нет гражданской психологии. И правового государства у нас пока еще нет.
Поэтому здесь нечего удивляться. Нам остается молиться, чтобы Господь вразумил людей иначе относиться друг к другу.
Если говорить о том, что нужно менять в нашей стране после случившегося… Никогда не занимался политическими выводами по таким вопросам. А что делать в духовном плане – пример дает нам Константинополь. Во время страшного землетрясения 790 года его жители вышли на улицы и молились, со страхом и трепетом впервые читая Великий покаянный канон Андрея Критского, который в списках хранили монашки монастыря св. Патапия недалеко от Влахернских ворот.
Такой же случай мы находим в Российской истории XIX века, во время Крымской войны, когда английская эскадра стала на рейде у города Одессы. Вскоре должен был последовать штурм морской пехоты. Жители вышли на городскую площадь и с покаянием читали канон Андрея Критского целую неделю. Под Покров один английский корабль подорвался на мине, не затонул, но получил повреждения. И эскадра ушла.
Читали Великий канон Андрея Критского и в 1918 году, перед Успением. Патриарх Тихон попросил молиться всех, чтобы Господь умиротворил страну, смягчил те ужасающие бедствия, которые были в ней.
Хорошо бы вспомнить о том, что Великий канон впервые вошел в употребление как служба бедствия, и лишь потом стал неотъемлемой частью богослужения Великого поста. В наше время это никто не знает, и обращаться к Великому канону никто не собирается.
Протоиерей Всеволод Чаплин:
Не может быть монополии на милосердие
Государство много делает. Те, кому положено по должности, за счет бюджета федерации и региона предпринимают конкретные меры. Но не меньше призваны помогать разные общественные силы.
Очень важно, чтобы люди не перекладывали всю ответственность на государство и сами старались оказать помощь, потому что монополии на милосердие, на добрые дела ни в какой правовой и политической системе, ни в каком народе нет и быть не может. Ее пытались выстроить в советские годы, но это привело к уродливым перекосам в социальной политике.
Поэтому я очень рад, что сегодня и наша Церковь, и большое количество светских благотворительных организаций оказывают помощь своими ресурсами — как материальными, так и трудовыми.
Изначальным источником трагедии является стихия. Всегда ли правильно действовали те, кому было положено – сложный вопрос в условиях такого стихийного бедствия. Люди никогда не могут быть довольны всем. Тем более, когда они переживают настоящее горе.
Я не уверен, что в других странах с бедствиями справляются по-другому. Вспомним Новый Орлеан, другие аналогичные ситуации в разных частях мира. Трагедия – это всегда трагедия, и не все и не всегда в ее условиях действуют полностью осмысленно и вообще оказываются на высоте.
Эта трагедия ставит перед всеми нами и духовные вопросы. Как обществу измениться, чтобы не случилось с нами чего-то худшего? Ведь мы знаем, что ни одна трагедия не происходит без попущения Божия. Бог не желает людям зла, но, когда народ нуждается во вразумлении, Господь попускает силам стихии, злым людям или врагу рода человеческого действовать.
Из любой трагедии необходимо делать правильные выводы. Общество должно изменить вектор своего развития. Оно должно исключить из своей жизни кощунство, проявления безнравственности, другие тяжкие грехи, критически переосмыслить цивилизацию потребления, комфорта, здоровья, силы, самоуверенности, которую нам сегодня навязывает массовая культура. Когда грех доминирует в обществе и не пресекается им, народ становится виновным в целом. И тогда Господь начинает вразумлять его, в том числе через гибель людей, которые лично не совершали тяжелого греха.
Точно так же все человечество, начиная с только что родившегося младенца, виновно перед Господом – виновно в изначальном выборе непослушания Богу. Поэтому никакое страдание не невинно. Выход у нас только один – покаяние и жизнь во Христе, устроение всей окружающей жизни по Его заповедям. И стремление в блаженную вечность, где уже нет “болезни, печали и воздыхания”.
Нужно почитать Библию и святоотеческое наследие, чтобы увидеть: Господь говорит не только с отдельными людьми, но и с народами. И когда народ допускает в своей среде отступление от Его истины, Он попускает совершаться бедствиям. Это и войны, и эпидемии, и природные катастрофы.
Сегодня я прочел красивые, яркие слова отца Димитрия Свердлова, что произошедшее на Кубани – “явное вмешательство Бога в человеческую жизнь. Его воля — та мера трагедии, которую Он предусмотрел для людей – как испытание, как проверку”. Впрочем, Господь не желает никому зла, но иногда для нашего же настоящего блага – блага в вечности – попускает совершиться временным страданиям.
Способны ли люди правильно на это отреагировать, изменить свою жизнь, научиться помогать другому, понять, что все красивые обертки земного благополучия – далеко не главное в жизни? Если мы правильно сумеем отреагировать на это на все, значит, мы становимся все больше православной страной, а не языческой, в которой земные обывательские приоритеты являются главными.
Конечно, должна быть и личная ответственность людей, от которых зависело — принять или не принять конкретное решение в конкретной ситуации. Расследование, призванное установить, были ли какие-то неправильные действия, должно совершаться. Как и покаяние со стороны тех, кто в этих действиях виновен, признание своей вины, понимание, что так делать нельзя.
Это путь к новой жизни, а он не закрыт ни для кого.
Протоиерей Георгий Митрофанов:
Имитация жизни
Когда я услышал про трагедию в Краснодарском крае, у меня сразу возникли аналогии с Индией или Бангладеш. Но ведь мы – не Индия и не Бангладеш, чтобы наводнение приводило к таким жертвам. При этом надо полагать, что если бы город Крымск был более крупным, то и число жертв было бы больше. Впрочем, опасаюсь, окончательное число погибших, действительно, окажется больше. Стоит вспомнить привычку наших сограждан отдыхать «дикарями»…
Аналогия между нашей страной и странами «третьего мира», проступающая в самых разных случаях, беспокоит меня все больше и больше. Кажется, что наша страна стремительно превращается в страну «третьего мира». А это страны, у которых либо не было никакой значительной истории, духовно их сформировавшей, либо была история, от которой они духовно отторглись. Бескорневые страны, в которых отношение к человеку всегда лишено не то что христианского милосердия, но даже современной европейской секуляризованной гуманности.
Поэтому то, что сейчас происходит, для меня по-своему символично. Как и череда катастроф, которые имели место раньше, в ставшие уже печальными летние месяцы.
Что я пытаюсь здесь обнаружить для себя как для священника, как гражданина моей страны?
Я обнаруживаю то, насколько глубоко дехристианизованы отношения в нашей стране, в нашем обществе, в нашем государстве. Не знаю, будут ли приноситься какие-то официальные извинения. Хотя в некоторых случаях принесение извинений еще больше усугубляют бесчеловечность отношения. Это как палач извиняется перед своей жертвой за то, что ему приходится ее истязать. И вообще извинения – не так уж важны.
Важно другое: чем дальше, тем больше нарастает ощущение беззащитности человека в нашей стране. Перед природными стихиями, перед государством, перед обществом, которое преисполнено агрессии, зависти, злобы.
Для меня эти природные катаклизмы являются своеобразным знаком того, насколько духовно неблагополучно наше общество сейчас. Когда начинается череда вроде бы неожиданных, но очень похожих друг на друга катастроф, природа ли в них участвует, или техника, мы начинаем жить в ощущении того, что нас не может защитить ни государство, ни общество. При этом о Боге у нас вспоминают редко и немногие. И вспоминают чаще всего тогда, когда что-то происходит. За то, что вспоминаем Бога лишь в ситуациях, когда что-то происходит, мы обречены, возможно, переживать то, что мы переживаем.
Что делать нам сейчас? Краснодарская епархия – одна из богатейших епархий нашей Церкви. И сейчас важно, чтобы шел не только сбор средств потерпевшим в разных наших епархиях, чтобы молились о них в наших храмах, но и чтобы конкретно зримым делом Церковь обозначила себя.
Как-то я услышал из уст одного человека очень резкие по отношению к Церкви слова. Процитировав героиню из фильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально», он сказал: «А Церковь живет по другому принципу, что лучше я буду учить жить, чем помогу, особенно материально». Для наших современных людей, которые обделены вниманием, которые к Церкви подчас подходят как к собесу, важно дать почувствовать на грубом примитивном утилитарном уровне, что Церковь может отозваться. И этого я жду от конкретной Краснодарской епархии.
И вот если после возмутивших меня слов губернатора Ткачева о том, что нельзя же каждого было ходить и оповещать, прозвучало слова архипастыря, подкрепленное делом, это было бы очень важно.
А нам, православным христианам, надо, наконец, осознать то обстоятельство, что мы живем не в пространстве Святой Руси, где кем-то когда-то сделано так, что жизнь наша будет духовной и благополучной. Ничего подобного нет. Нужно понять, — то материальное, внешнее неблагополучие, в котором мы пребываем, является отнюдь не оборотной стороной нашей какой-то скрытой, тайной духовности, возвышенности.
Наоборот, это результат нашей бездуховности. Если духовность есть, она проявляет себя конкретно и зримо. Вера без дел мертва. Для меня из года в год усиливающееся жестокое безразличное отношение к человеку является признаком того, что духовно мы скудеем. И оскудение происходит потому, что мы живем в постоянно раздвоенности. Думаем одно, говорим другое, а поступаем в соответствии с обстоятельствами. И декларируемые в том числе нами, православными христианами, слова, не обязывают нас ни к каким конкретным поступкам. Мы живем в ощущении имитации жизни, в том числе и жизни духовной.
А если жизнь имитировать – наступает смерть.
Протоиерей Димитрий Смирнов:
Отношение к людям в стиле «фаст-фуда»
Апокалиптические события, которые происходят в стране почти каждый год, на самом деле предвидели грамотные аналитики. Но их прогнозы мало кто слышит.
Ведь в государстве многие люди не занимаются тем, чем должны, а имитируют деятельность, думая лишь о личных целях, никак не связанных с той должностью, которую они занимают.
Гораздо легче имитировать угождение и преданность начальству, чем действительно выполнять свой долг, даже порой вопреки воле вышестоящих руководителей.
И это – не порождение нашего времени. Неслучайно Солженицын ввел в оборот термин «туфта». С годами «туфта» все больше и больше захлестывала страну. В данный момент вообще все заняты добычей астрономических сумм денег. Чем чревато безответственное отношение к жизням людей, мало кто думает.
Подобное происходит не только у нас. Например, западную фармакологическую корпорацию будут штрафовать за то, что там производились лекарства, заведомо вредные для людей.
Подобное — знамение времени. Сродни фаст-фуду, цель которого не накормить людей, а извлечь максимальную прибыль. Люди в итоге портят свое здоровье. И так во всем, фаст-фуд, летние трагедии — звенья одной цепи, как это странно ни звучит.
Такое «фаст-фудное» отношение к людям ужасает. Целые министерства, целая армия во главе с генералами служат для того, чтобы устранять последствия различных бедствий. А ведь нужно вкладывать средства в профилактику, которая сведена сегодня на нет.
Тяжело думать, что в Краснодарском крае было время перед началом трагедии, и его не смогли потратить на то, чтобы оповестить народ.
У нас везде такая расслабленность: человек воспринимает свою должность лишь как средство заработка и возможность реализовать амбиции, как повод для «надувания щек».
Нужно менять сознание людей. А оно у нас воспитывается эстрадой, массовой культурой. Все это далеко от чего-то нравственного, разумного, доброго, вечного.
Если мы хотим иметь ответственное население (я уже не говорю – народ), то нужно устранить то, что мы имеем «в телевизоре» или, по крайней мере, как-то обуздать, не считаясь ни с какими «возмущающимися». Сейчас вот делают попытку обуздать Интернет, так вовсю звучат вопли ужаса: «Цензура!» Ну и что – цензура? Надо же что-то делать.
Нужно воспитывать нормальных людей, приучать их к ответственности, к тому, что свою должность надо использовать для блага людей, а не для себя. То есть главная задача – воспитать нормального служивого человека, который служит людям и Отечеству. Он должен быть христианином.
А про то, что государство должно просить прощение – дико слышать. Так же, как и то, что Папа Римский, например, просил прощения за крестоносцев. Это было другое время, другие Папы. И вдруг современный человек из современных реалий просит прощения. Ну это все равно, если бы я вдруг стал просить прощение за деяния Гимлера. Так же и здесь, кто виноват конкретно – и должен просить прощения. Но никак не государство, не власти. Власть – это люди, чиновники, и чиновники бывают разные. Один делает карьеру ради карьеры, а другой – служит людям.
Есть в этой печальной картине и позитивный момент. Видя помощь, которую страна оказывает пострадавшим от наводнения, я радуюсь за наших людей. Сколько откликнувшихся, неравнодушных! Прекрасно, что лучшие чувства в нас еще не умерли.
Протоиерей Александр Ильяшенко:
Если цель – только нажива
Очевидно, что никто не хотел, чтобы произошла трагедия. И сейчас нужно, естественно, энергично помогать пострадавшим людям. Что, насколько я понимаю, делается: сейчас на месте трагедии и подразделения вооруженных сил, и МЧС, и МВД. Необходимо расчищать огромные завалы, возрождать дома, дороги, налаживать жизнь.
Другое дело, что власти нужно реагировать не тогда, когда все случилось, а заранее, пытаясь избежать трагедии и делать все, чтобы минимизировать последствия. И вот за это следует спросить с тех, кто стоит у власти: почему они позволяют себе быть не готовыми к тому, что можно предусмотреть?
Подобные трагедии повторяются во многих странах. Можно вспомнить бедствие в Новом Орлеане. Там последствия были еще страшнее. Не только в нашей стране у власти стоят люди, которые озабочены в основном тем, чтобы получить от своего положения максимальную выгоду для себя, а не тем, чтобы принести пользу людям. На власть смотрят как на вотчину, на которой можно нажиться, а не на как бескорыстное служение.
В нашей стране царит полное бесправие. Даже если компетентные люди видят опасность, они не могут достучаться до тех, кто принимает решения. Так было с теплоходом «Булгария», владельцев которого не один капитан предупреждал о реальном состоянии судна.
Если все продается и все покупается, если цель – только нажива и закон реально не защищает людей, то трагедии будут повторяться. Вспомним Саяно-Шушенскую ГЭС. Ведь там, насколько я понимаю, ничего особенного, того, что нельзя предотвратить человеку, не было. И наверняка компетентные люди, специалисты предупреждали, к чему все может привести. Но – и они не были услышаны.
Получается, что знающие люди оказываются не властными на что-то влиять. А у кормила правления стоят те, кто мало понимает, а главное – не несет ответственности за возможные последствия. Потому необходима четкая уголовная ответственность — за халатность, за низкую квалификацию, за неумение, неспособность проявить те полномочия, которыми наделен властный человек.
Мне кажется, эти трагедии — проявление системного кризиса, в котором находится наша страна и наш народ. Страна, лишенная высоких нравственных ориентиров, неизбежно будет натыкаться на такие катастрофические явления, причем они не столько связанны с природными катаклизмами, сколько с человеческой безграмотностью и нежеланием и не умением самоотверженно трудиться.
Важно, чтобы у власти стояли высококвалифицированные и очень компетентные люди. Подобные события и в нашей стране, и за рубежом, показывают со всей очевидностью, что человек с интеллектом и подготовкой кухарки не способен управлять не только государством, но и каким-либо небольшим учреждением.
А для этого следует всерьез задуматься над повышением общего уровня образования. И в него должно входить и такое представление, как правосознание. Это очень высокая, тонкая, глубокая сфера знаний, которая охватывает широкий спектр вопросов, касающихся и человека в частности, и человеческого общества в широком смысле. Потому что жить, соблюдая закон и не преступать прав других людей – совсем непросто.
Поэтому столь необходимо углубленное воспитание правосознания еще со школьных лет.
Читайте также: