По указу Екатерины II в 1785 году в обстановке строжайшей секретности в Москву была доставлена женщина лет сорока. Таинственную незнакомку постригли в монашество с именем Досифея в Ивановском монастыре. Она провела в затворе около 25 лет, из которых первую половину составлял затвор принудительный, а вторую — уже добровольный. Косвенные свидетельства позволяют утверждать, что это была внучка Петра I, дочь от морганатического брака императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, принцесса Августа Романова. Или, как ее чаще называют, княжна Тараканова.
Самозванка
Фамилия «Тараканова» произошла, как предполагают, от искаженной фамилии «Дараган». В детстве Августа Романова могла воспитываться в доме своей тети Веры Григорьевны Разумовской, которая была замужем за полковником малороссийского войска Е. Ф. Дараганом. Вероятно, что народ малознакомую фамилию «Дараган» изменил по созвучию в «Таракан». И принцесса Августа вместе с другими Дараганами была прозвана Таракановой.
Княжну часто путают с самозванкой, изображенной на полотне Константина Флавицкого «Княжна Тараканова во время наводнения в Петропавловской крепости» (1865). Указывая на эту картину, экскурсоводы Третьяковской галереи и по сей день рассказывают, что на ней запечатлена имевшая место в действительности смерть узницы Петропавловской крепости во время наводнения в Санкт-Петербурге в 1777 году. Заключенная в каземате и вправду умерла, но не от холодной невской воды, а от чахотки, и произошло это за целых два года до наводнения — 4 декабря 1775 года. Никогда она не называла себя княжной Таракановой, а представлялась принцессой Владимирской, дочерью императрицы Елизаветы.
Самозванка была нанята на деньги польской короны, позднее поддерживалась орденом иезуитов с целью дестабилизации обстановки в России. Спустя два года после начала деятельности «всклепавшей на себя имя» Россия предприняла спецоперацию по ее захвату. Руководил операцией фаворит императрицы граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Некоторое время он ухаживал за красивой молодой девушкой и даже сделал ей предложение. Почувствовав, что его осторожная и недоверчивая невеста утратила бдительность, Орлов пригласил ее на флагман Русской эскадры — линейный корабль «Три Иерарха», пообещав ради такого случая устроить показательные маневры. Эскадра в составе пяти линейных кораблей и одного фрегата стояла тогда на рейде итальянского портового города Ливорно. При подходе шлюпки с принцессой на кораблях заиграла музыка, пушки дали салют, матросы, наряженные в парадную форму, раз за разом кричали «ура». В знак особого почтения с флагмана за интриганкой спустили кресло, сев в которое она поднялась на борт. Засмотревшись на маневры, принцесса не обратила внимания на происходящее за ее спиной. Обернуться же ее заставил голос, который приказным тоном потребовал шпаги у сопровождавших мужчин. Ни Орлова, ни дам из свиты на палубе уже не было. Вместо них стояли вооруженные солдаты.
— Что это значит? — строгим голосом спросила принцесса.
— По именному повелению ее Императорского Величества вы арестованы.
Истинная принцесса
Самозванка была арестована, но настоящая принцесса Романова оставалась на свободе. Урожденная немка, Екатерина II сама взошла на русский трон в результате переворота, поэтому мысль о возможной сопернице не давала ей покоя. Живущая за границей инкогнито принцесса Августа Романова была разыскана и доставлена ко двору. Как писал в 1888 году в своей книге священник Василий Руднев, в народе сказывали, что беседа императрицы с принцессой была долгой и откровенной. Говорили и о недавнем пугачевском бунте, и о смуте самозванки, о потрясениях, возможных в том случае, если именем принцессы воспользуются враги существующего порядка. Наконец, Августе было объявлено, что ради блага России она должна удалиться в монастырь. Новопостриженную мать Досифею против ее воли посадили в строгий затвор. Общаться с ней могли только игуменья монастыря, духовник и келейница. Выходить за пределы своей кельи Досифее не разрешалось. Изредка в надвратной церкви персонально для нее духовник служил литургию.
Досифея смирилась. Все 12 лет своего принудительного затвора она провела в чтении духовных книг, молитве и рукоделии. Вырученные за рукоделие деньги раздавала через келейницу бедным. Значительные суммы, иногда приходившие на ее имя в монастырь, тратила на тех же бедных или на благоукрашение обители. В 1796 году Екатерина II умерла, и монахиня Досифея получила возможность изменить свой образ жизни — однако же, не сделала этого, и осталась в затворе, теперь уже добровольном. Современные насельницы монастыря считают что за 12 лет подвижничества матушка прошла путь от узницы до затворницы. К матери Досифее стали пускать народ, тогда и начали открываться полученные ею дары Святого Духа — прозорливости, утешения и рассуждения. Следующие 12 лет затвора стали годами служения: матушка принимала людей, помогала им своей молитвой, утешала. Известен случай ее помощи братьям Тимофею и Ионе Путиловым: прозорливая старица увидела в них будущих подвижников и определила им жизненный путь, благословив на монашество. Оба они впоследствии сделались настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея стал архимандритом Оптиной пустыни, а Иона с именем Исаии — игуменом Саровской пустыни. Впоследствии Моисей был прославлен в лике оптинских старцев.
Последние несколько лет своей земной жизни старица провела в безмолвии, принимая лишь священника со Святыми Дарами. Умерла она 17 февраля 1810 года, точно предсказав день своей кончины. На тот момент ей было около 64 лет. Сейчас мощи матушки Досифеи покоятся в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.
Сомкнулась связь времен
В 1918 году монастырь был закрыт. Сестер выселили, храм отдали губернскому архиву, келейный корпус с домовым храмом отошел исправительному дому. К концу 1980-х годов основную часть площадей монастыря занимали учреждения МВД. В самом соборе был устроен душ для рабочих и туалет. Больничный корпус, построенный приблизительно на том месте, где когда-то стоял домик матушки Досифеи, занимали службы «Мосэнерго».
В конце 1991 года в монастырской часовне поселилась первая насельница — Екатерина Ростковская (ныне монахиня Елизавета). В 1992-м монастырь был передан Русской Православной Церкви. С первых дней после возвращения монастыря насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях. И тогда, как рассказывает мать Елизавета, словно сомкнулась разорванная связь времен, сестры почувствовали молитвенное единение с прежней обителью. «Один из преподавателей МВД принес очерки по истории монастыря. Появлялись люди, которые рассказывали о последних монахинях. Как только нам становились известны имена насельниц, начинали их поминать. О монахине Досифее приходили отрывочные сведения, узнавали о ней постепенно. Ходили в ее часовню молиться, потом прикладывались к ее косточкам. Они лежали в гробике; было видно, что у нее искривлен позвоночник… Она, как светоч, над всеми парила. Мы сомневались: будет монастырь, не будет… Пример матери Досифеи вдохновлял, помогал в тяжелых испытаниях. С первых лет изображение монахини размножили, вставили в рамочки, они до сих пор стоят в кельях сестер», — рассказывает матушка.
Сейчас в подвальной части собора готовится к открытию небольшой музей матери Досифеи. В нем находятся две иконы, написанные с ее портрета. Одна из них выполнена монастырским иконописцем, вторая — некой художницей в благодарность за чудо. Несколько лет назад она обратилась к матери Досифее за помощью, и ее молитва была услышана. Денег у женщины не было, и она написала для обители икону.
Насельницы почитают матушку Досифею как святую и часто обращаются к ней за помощью. По словам инокини Романы, молитвенная помощь подвижницы чем-то похожа на ее земную жизнь — такая же скрытая, неявная. Меняется скорее судьба человека, его внутреннее состояние. Матушка помогает в терпении, перенесении скорбей, примиряет враждующих. «Помолился — и сразу запас терпения умножился. Это не чудо, но очень ощутительно», — поделилась инокиня.
В 2010 году исполнилось 200 лет со дня блаженной кончины матери Досифеи. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь собирает материалы для подготовки ее канонизации и просит сообщать о почитании старицы, случаях благодатной помощи по ее святым молитвам.
Автор благодарит ин. Роману (Исаеву) и ин. Иларию (Харченко) за предоставленные материалы.