В день, когда пришло известие о точной дате торжества, я начала собираться в дорогу. Очень хотелось стать участником столь редкого и важного события: когда еще судьба преподнесет такой подарок? С руководством фирмы я однозначно договорюсь, и на пару дней меня отпустят. Смущало лишь одно обстоятельство: так случилось, что денег на дорогу тогда попросту не было. Но сердце говорило, что все устроится: матушка Рафаила помолится, и Господь обязательно поможет…
С такими мыслями отправилась на работу. По пути забежала в железнодорожную кассу и узнала, что на билеты мне необходимо около двух тысяч рублей. «Плюс рублей триста-четыреста на мелкие расходы, – мысленно подводила я итог расчетов, – в общем, две тысячи четыреста»…
Только переступила порог, как меня позвали в бухгалтерию: «Тебе там кое-что причитается!» Подумала: «Недоразумение какое-то…», – ведь еще в конце апреля руководство полностью рассчиталось со всеми сотрудниками, в том числе и со мной.
Кассир протянула мне ведомость со словами: «Это Пасхальная премия. Распишись!» Пересчитываю сложенные в стопочку деньги.
Ровно две тысячи четыреста…
День торжества встретил прекрасной солнечной погодой. Будто белоснежным покрывалом усыпана цветами ковровая дорожка, ведущая в храм Казанской иконы Божией Матери. Величественный, с ослепительно сияющими золотыми куполами, он сам являет собой ту красоту, о которой словами не расскажешь. Просто Рай на земле…
В храме уже началась церемония облачения высокого гостя – архиепископа Черкасского и Каневского Софрония. Я люблю смотреть на этот ритуал: он как бы настраивает каждого, кто находится в храме, на то, что вот-вот начнется что-то очень важное и для тебя, и для всех… Движения и жесты митрополита и его помощников размеренные, неторопливые, сопровождаются особыми красивыми песнопениями…
По храму пробежал шепот: «Монастырские приехали!» Оглядываюсь по сторонам: действительно, на пороге храма во главе со своей настоятельницей появились монахини и послушницы Матронинского Свято-Троицкого монастыря, названного в честь преподобной Матроны, которая жила в Малой Азии в V веке.
…Матронинская Свято-Троицкая обитель находится неподалеку от Чигирина в так называемом урочище Холодный Яр. По свидетельству ученых, история монастыря берет свое начало с очень древних времен христианства на Руси. Первое письменное упоминание о нем в Симеоновской летописи относится к 1198 году! Более того, есть некоторые основания предположить, что на месте современного Матронинского монастыря еще при жизни святого Владимира «как могучая хвала Богу истинному» был заложен первый христианский храм. А еще рядом с монастырем до сего времени сохранились многовековые пещеры с подземными ходами, в которых на заре православия поселялись аскеты-подвижники. Может быть, своим духовным трудом они и призвали на это место благодать Божию…
Инокини неслышно, будто вовсе не касаясь земли, прошли к раке с мощами матушки Рафаилы, по очереди благоговейно приложились к ней и словно в почетном карауле встали рядом. Через минуту кто-то поднес к ним три огромные восковые свечи, высотою около двух метров. (Позже я узнала, что каждая весит до двадцати килограмм!) Монахини их зажгли и, время от времени меняя друг друга, в молитвенном молчании до самого окончания Богослужения несли свою вахту. Это, несомненно, придавало всему происходящему еще большую торжественность и особый духовный настрой.
Священнослужители хором запели главную пасхальную песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Храм подхватил их слаженное пение. Подумалось: как символично, что эта жизнеутверждающая песнь звучит именно сегодня, в день прославления святой новомученицы, ради Христа отдавшей жизнь земную, временную, и получившей от Него Самого в Царствии Небесном жизнь вечную…
Чигиринский Свято-Троицкий монастырь, где в 20-х годах прошлого века подвизалась монахиня Рафаила, был одним из известнейших на всей Правобережной Украине. Уже в XVII веке во времена гетманства Богдана Хмельницкого эта святая обитель была духовным центром Украины. В монастыре было два храма: главный – во имя Живоначальной Троицы и храм Преображения Господня.
Их ослепительно-белоснежные колокольни и могучие стены привлекали к себе внимание выдающихся церковных деятелей: Константинопольского Патриарха Афанасия Петулария, антиохийского Патриарха Макария, Киевских митрополитов Дионисия Балабана и Иосифа Нелюбовича-Тукальского. К 1910 году в Свято-Троицкой обители проживало 265 сестер: из них 89 монахинь, 40 постоянных послушниц и 136 – на временном послушании. Революционные события 1917 года стали роковыми для судьбы монастыря и его насельниц. Через 16 лет после провозглашения советской власти на месте храма во имя Живоначальной Троицы сохранился только фундамент, от Свято-Преображенского храма не осталось ничего…
О игумении Рафаиле, ставшей последней настоятельницей Чигиринского Свято-Троицкого монастыря, сегодня известно очень мало. До нас дошло содержание лишь нескольких сухих строчек из старинных монастырских книг да рассказ пожилой женщины, бывшей послушницы обители. Было это в 30-е годы, когда на Украине устанавливалась советская власть. Жители Чигирина не хотели ее принимать и, как могли, оказывали всяческое сопротивление. Вторая безбожная пятилетка должна была закончиться уничтожением религии и забвением имени Бога. Один за другим закрывались и уничтожались с лица земли храмы и монастыри, начались повальные аресты и расправы. За одну только ночь в здании милиции большевики зарубили саблями 280 верующих чигиринцев. Очевидцы рассказывали, что кровь рекой текла через порог. Город содрогался от человеческого стона и плача…
30 августа 1921 года монахиня Рафаила приняла руководительство Чигиринской Свято-Троицкой обителью, прекрасно понимая, что, быть может, тем самым подписывает себе смертный приговор. Несколько лет монастырь продолжал принимать страждущих и, как мог, помогал жителям города перенести навалившиеся тяготы. Монахини самостоятельно содержали приют для сирот, занимались и другими благотворительными делами. Тем не менее, 18 августа 1923 года Киевский ГубЛиквидКом принял решение о его закрытии и передаче детской колонии. Реорганизация по разным причинам затягивалась, поэтому лишь в 1926 году последние насельницы вместе с настоятельницей покинули стены святой обители.
Но враг рода человеческого в лице представителей безбожной власти остановиться уже не мог — «красному террору» нужны были новые и новые жертвы. Пришел черед и матушки Рафаилы пострадать за Христа. Расправа над игуменией Рафаилой была близка.
Однажды ночью чигиринский прозорливец — юродивый Варфоломей — постучал в дверь дома, где жила матушка с несколькими сестрами обители. Он громко закричал: «Матушка Рафаила, через полчаса тебе смерть! Убегай!» Матушка спокойным голосом ответила ему: «На все воля Божия!» Спустя некоторое время во двор въехал отряд милиции в количестве шести человек во главе с участковым инспектором Иваном Саламащенко. Изрядно подвыпившие «блюстители революционного порядка» приказали матушке добровольно снять крест и отдать его.
Игумения ответила отказом. Тогда ее силой вытолкнули во двор, привязали к груше, обложили со всех сторон сеном и начали поджигать. Бывшая регент Епистимия вынесла из дома икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Сестры упали на колени и начали молиться. На глазах у всех совершилось настоящее чудо: в эту же минуту ударил гром, небо разрезала молния, тяжелые капли дождя упали на землю. Огонь, едва успев разгореться, погас. После этого озверевшие милиционеры бросили матушку Рафаилу на подводу и повезли на пески к старой скотобойне. Там «уполномоченные» изуверски надругались над матушкой, а потом убили ее. Присыпав песком бездыханное тело страдалицы, они скрылись.
Свидетельницей ужасного злодеяния и гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорная, которая жила совсем неподалеку. В ту же ночь она тайком откопала истерзанное тело матушки Рафаилы и отвезла на местное кладбище. До конца жизни Мария ухаживала за могилкой настоятельницы и строго хранила тайну. Лишь перед смертью в 1976 году она доверила ее другой женщине, попросив, чтобы та никому не рассказывала об этом, а ее саму, когда настанет час, похоронила рядом со своей духовной наставницей…
Прошли годы. Слава Богу, пробил час, и православные стали обретать утраченное. Началось постепенное возрождение церковной жизни и, наконец, наступило время, когда место земного упокоения монахини Рафаилы стало известно прихожанам местного храма Казанской иконы Божией Матери. По благословению преосвященнейшего архиепископа Черкасского и Каневского Софрония в ночь с 9 на 10 декабря 2003 года настоятель храма — благочинный церквей Чигиринского округа отец Анатолий Прикотенко и преданные ему люди приступили к открытию захоронения страстотерпицы.
Обретенные останки явили миру очевидные подробности издевательств, которые испытала матушка Рафаила в час своей мученической кончины: волосы ее были коротко острижены, руки переломаны, выбита челюсть…
Мощи убиенной игумении были перенесены в Чигиринскую Казанскую соборную церковь и установлены в ее нижнем храме во имя великомученика Георгия Победоносца на специально приготовленном ложе. Спустя некоторое время началась подготовка документов к причислению игумении Рафаилы к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Черкасских, но верующие люди, ясно осознавая то, что своим подвигом матушка Рафаила давно уже прославлена перед Богом, искали любую возможность поклониться ее мощам…
Почитание останков святых в Православной Церкви началось с незапамятных времен. Уже из Ветхого Завета мы узнаем о многочисленных чудесах от них. Так, в Четвертой книге Царств описывается воскрешение умершего, которое произошло от мощей пророка Елисея: «Коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (13, 21). После Воскресения Христова многие христиане приняли венец мученичества, их останки тоже творили чудеса. На могилах мучеников совершались литургии, а когда появилась возможность открыто строить храмы, в их основание обязательно закладывали частички мощей святых. На престол полагали антиминсы — платы с вложенной в них частицей святых мощей. Может быть, поэтому вошло в жизнь выражение, что Православная Церковь утверждалась на костях мучеников?…
Богослужение продолжалось, звучала непрестанная молитва, а к раке с мощами матушки Рафаилы нескончаемым потоком шли люди. Почти у каждого в руках цветы. Их стало так много, что церковнослужители вынуждены были рядом с красивыми изящными вазами, приготовленными заранее, ставить то, что оказалось под рукой. В ход пошли даже обычные ведра. Но все это через несколько минут вновь заполнялось живыми цветами: розами, лилиями, пионами, ромашками…
На Великом входе владыка Софроний отслужил по невинноубиенной монахине Рафаиле последнюю литию. Затем из алтаря с пением была вынесена большая икона новой святой. Незадолго до начала торжества этот образ привезли монахини Стеблевского Свято-Никольского монастыря, где он был написан в местной иконописной мастерской.
Как и принято в иконографии мучеников, святая изображена в игуменском облачении. В одной руке матушка держит крест – символ апостольского благовествования и жертвенности, в другой – игуменский посох, свидетельствующий о ее сане. Рядом с ликом отчетливо вижу надпись: «Преподобномученица Рафаила игумения Чигиринская».
Перед началом богослужения я купила в церковной лавке фотографию матушки Рафаилы. Видно, что между лицом на фотографии и ликом на иконе есть сходство. Для любого иконописца это всегда составляет особую трудность: написать лик так, чтобы изображаемый остался узнаваемым. При этом необходимо сохранить тончайшую грань допустимого, ведь икона – не фотография и не художественный портрет.
Сама история написания иконы матушки Рафаилы весьма необычна. Дело в том, что, несмотря на тщательные поиски, довольно продолжительное время никак не удавалось найти фотографию страстотерпицы. Был лишь один небольшой снимок начала прошлого столетия, сделанный во время похорон духовника Чигиринской Свято-Троицкой обители. Но какая из инокинь, попавших в поле зрения фотографа, – настоятельница монастыря?… Оставалась одна надежда: молиться и ждать, когда Господь Сам все откроет.
Однажды тот самый снимок привезли к слепой старице, которая жила под Киевом. Она, помолилась, взяла фотографию, поводила по ней рукой, потом вдруг остановилась и прижала палец в одном месте, уверенно сказав при этом: «Вот монахиня Рафаила». Указанное старицей место многократно увеличили на компьютере. По благословению владыки Софрония обработанное на специальной технике изображение и стало впоследствии основанием для написания лика святой. Не последнюю роль в этом решении сыграл тот факт, что обретение предположительного образа матушки Рафаилы произошло 13 февраля 2005 года, в день, когда наша Церковь праздновала память Новомучеников и Исповедников Российских…
После освящения иконы владыка Софроний на четыре стороны благословил ею народ и вместе со священством направился к раке с мощами матушки Рафаилы. Открыв прозрачное окошко над изголовьем, владыка помазал святым миром останки новомученицы. Икону установили рядом, и вот уже клирос впервые пропел ей специально написанные к этому торжеству тропарь, кондак и величание.
Богослужение продолжалось, шла непрестанная молитва, но каждому уже хотелось приложиться к освященным мощам. К раке выстроилась огромная очередь. Известие об особо важном для всей Черкасской области событии привело в храм Казанской иконы Божией Матери множество людей, и не только из Чигирина. Отмечаю для себя, что сегодня много немощных, страждущих тяжелейшими недугами. Вот молодая девушка осторожно подводит к гробнице совершенно слепого юношу; вот на инвалидной коляске подвозят парализованного мужчину; вот пожилая женщина прилагает к мощам девочку с прозрачным лицом и очень худенькими ручками и ножками; вот молодой мужчина, опираясь на костыли, почти безжизненной рукой пытается перекреститься, изо всех сил старается самостоятельно хотя бы дотронуться до раки. В эту минуту на его лице отобразилось все: и боль, и тревога, и воля, и надежда. Но разве меньше надежды в глазах обычных, внешне ни чем не обделенных людей? Каждый ждет чуда…
В современном мире мало кто может похвастаться добрым здоровьем и благополучием. Наверно отчасти именно поэтому в последние годы так повысился «спрос на чудеса». Вот только на какие и от кого? Со страниц газет и журналов ежедневно звучат настойчивые призывы «получить исцеление», «узнать будущее», «снять порчу». Толпы людей, поверив в них, осаждают экстрасенсов, астрологов, знахарей и колдунов, идут в расплодившиеся ныне секты. Последствия этих визитов всегда печальны, если не трагичны. Конечно, «нетрадиционные методы» родились не сейчас, обманщики и шарлатаны были во все века. Но и тогда, и сегодня есть и выбор: весь мир знает о настоящих чудотворцах – прославленных Церковью святых.
После молебна и причастия Святых Христовых Таин начался Крестный ход вокруг храма. Все участники богослужения с хоругвиями, иконой и мощами преподобномученицы Рафаилы вышли на улицу, впервые освящая новыми святынями всю округу. Очень проникновенно пел большой хор, владыка Софроний читал Евангелие и обильно кропил святой водой стены храма и стоящих рядом людей. У многих на глазах появились слезы, растворенные умилением и радостью. Казалось, будто сама благодать Божия щедро изливается на тебя вместе с брызгами освященной воды…
«Святая мученица Рафаила, которую мы прославляем сегодня, – сказал в своем слове к народу владыка Софроний, – пронесла свой жизненный христианский крест до самой смерти. Она до мученического конца свидетельствовала о своей вере во Христа. Своим подвигом эта беззащитная женщина победила стаю волков в образе пьяных борцов за «революционную справедливость». Она победила их не силой, а по благодати, показав миру, что, как бы ни была ценна земная жизнь, она никогда не бывает ценнее Вечности.
Десятилетиями безбожная власть определяла – быть вере на Украине или нет. Простые верующие люди объявлялись врагами народа. Но, слава Богу, всенародный обман провалился. Призываю вас, никогда не забывайте о том, что на Черкасской казацкой земле есть более ста прославленных святых новомучеников. Нет у нас, пожалуй, ни одного города, ни одного села, которые не освятили бы они своим подвигом. Скажу лишь, что из более чем 800 священнослужителей в Черкасской области к 1938 году в живых не осталось ни одного.
И еще. Нам всем очень полезно знать и помнить, как эти люди исповедовали свою веру, как они умирали! Так, по словам святителя Христова Иоанна Златоуста, мы не столько познаем Историю, сколько знакомимся с живыми примерами «…мужества, благочестия душевного, веры непоколебимой, ревности окрыленной и горячей… Они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого неукротимого зверя; они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай порочные помыслы, изобилующие в сердце. Так и подражай мученикам».
Прославляя подвиг новомучеников и исповедников, наша Церковь уповает на их предстательство и молится, чтобы Господь Своею милостию дал всем нам время на покаяние, зажег в сердцах наших земляков угасший огонь истиной православной веры, возродил наше земное Отечество. Сегодня для нас великий праздник! Невинноубиенная игумения Рафаила в безвестности пролежала в земле более 60 лет, но Бог все же смилостивился над нами. Отныне мы имеем еще одну великую заступницу. Обращайтесь к ней, молитесь, и она обязательно поможет вам!»
Торжественное богослужение подошло к своему завершению, но люди не торопились расходиться и еще долго оставались в храме. Не скрою, мне тоже не хотелось уходить, дабы не «расплескать» сердечное тепло и покой, не утратить благостное состояние души. Я смотрела на этих людей и думала: «Дай Бог, чтобы так было всегда!»
Мне вспомнились вдруг торжества, которые происходили в июле 2004 года, в старинном русском городе Тихвине. Тогда из Америки была возвращена на свое исконное историческое место чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». После возвращения иконы паломники со всей России спешат поклониться чудотворной иконе, бесчисленное количество автобусов приезжает в Тихвин, а вот местных жителей редко встретишь у чудотворной иконы.
Это не только Тихвинская «картинка». Положив руку на сердце, признаемся, что мы все устроены так – случись какая беда, в поисках чудес готовы отправиться за тридевять земель, а к тому, что находится у нас «под носом», относимся прохладно…
«Впечатление такое, – сказал один тихвинский священник, – что Церковь выложила свои сокровища, а нищие проходят мимо и не видят, не понимают, что стоит им прикоснуться, и завтра же они станут богатыми. Утрачена традиция, потерян навык, люди не ведают, какие чудеса могут совершаться после молитвы у святыни!»
Дай Бог, чтобы в Чигирине все было по-другому! Чтобы в поисках чудес чигиринцы никогда не забывали о том, какие святыни у них рядом! Это и чудотворная икона Божией Матери Чигиринская, к которой веками шли поклонники и которую совсем недавно принял под свои своды удивительный Казанский соборный храм. Теперь вот обретены и доступны для поклонения мощи Чигиринской подвижницы матушки Рафаилы.
Помните историю, рассказанную мною в самом начале статьи? Что это было, как не чудо, посланное Богом по одному лишь воздыханию и молитве к матушке Рафаиле?..
Перед тем, как покинуть храм, подошла к раке с мощами матушки Рафаилы. Передо мной икона прославленной новомученицы. Пытаюсь напоследок всмотреться в святой лик. «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» – всплывают в мыслях евангельские строчки.
Взгляд матушки торжественно спокоен, она как будто выражает готовность принять молитвы обращающихся к ней людей…
Наталья Глебова
Черкассы – Чигирин – Москва