Связь между тайной частной жизни и мировоззренческой свободой — прямая, считает о. Всеволод Чаплин
Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты. Немало граждан с подозрением отнеслись к нововведению. Среди них было несколько священников и православных мирян, которые 9 марта, в день обсуждения закона пикетировали вход в Городскую Думу в знак протеста.
Почему некоторых православных так встревожила перспектива получения электронной карты? Существует ли духовная опасность, связанная с новым документом? Порталу «Правмир» ответил протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, закон, принятый Мосгордумой, который предполагает введение универсальной электронной карты, оставляет ряд вопросов.
В первую очередь крайне желательна гарантия того, что люди получат право отказываться от принятия этой карты. Протоиерей выразил надежду, что людей не будут принуждать к ее принятию, что они смогут сами сделать выбор, пользоваться ею или нет. Заверения председателя Мосгордумы Платонова должны быть закреплены соответствующими решениями и указаниями различным государственным учреждениям, которые не будут в обязательном порядке требовать наличие карты у тех, кто сознательно от нее отказался.
Однако, замечает о. Всеволод, «нерешенной остается проблема гарантий того, что люди, отказавшиеся от использования карты, не окажутся лишены социальных благ — в частности, медицинской помощи — и не будут постепенно превращаться в граждан второго сорта. Надеюсь, что и эта проблема получит разрешение. Мы с господином Платоновым договорились о том, что с участием специалистов подумаем о вариантах ее разрешения — на уровне или закона, или подзаконных актов, время покажет».
О. Всеволод сообщил, что на днях он направил письмо в Министерство здравоохранения и социального развития относительно закрепления принципа добровольного принятия данной карты в федеральном масштабе.
«Удастся, надеюсь, выслушать позицию и критически настроенной общественности, и органов государственной власти, в задачу которых входит разработка документов, удостоверяющих личность, и контроль за идентификацией граждан при их контактах с государственными учреждениями», — подчеркнул протоиерей.
Он заметил, что подобные явления представляют собой общемировую проблему. Есть опасность того, что тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий. Уже сейчас, по его словам, принимаются в некоторых странах западной, а теперь и центральной Европы, такие законы и установки, с которыми православная совесть согласиться не может.
«Человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только ее не будет, такому человеку жить будет сложно … Поэтому связь между тайной частной жизни, между свободой не открывать о себе того, что ты не хочешь открывать, и мировоззренческой свободой – очень прямая», — сказал о. Всеволод.
Он добавил, что вне зависимости от того, что мы думаем о символах, которые несет в себе карта, или о способе ее употребления, человек, о котором знают буквально все, оказывается слишком зависимым, в том числе мировоззренчески и идеологически.
«В некоторых современных западных странах люди боятся даже цитировать Евангелие в «неполиткорректной» его части. Потому что знают: за ними следят и последствия могут быть суровыми», — заключил протоиерей.
Полный текст:
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Тотальный контроль может превратиться в идеологический»
Читайте также:
Использование универсальной электронной карты не противоречит Писанию
Протоиерей Всеволод Чаплин об электронной идентификации и межэтнических конфликтах
Станем ли мы «безындами», или Снова об электронных карточках