…Тает ли этот снег,
когда смерть нас с тобой уносит?
Или будет и снег другой
и другие — лучшие — розы?
Узнаем ли мир и покой
согласно ученью Христову?
Или навек невозможно
решенье вопроса такого?
Гарсиа Лорка, «Осенняя песня»
7 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, во втором отделении которого прозвучат премьерные произведения митрополита Илариона (Алфеева): Фуга на тему ВАСН и цикл «Песни о смерти». Когда-то в молодости будущий митрополит написал несколько песен на стихи своего любимого поэта Гарсиа Лорки, но со временем юношеское творчество было забыто. Спустя годы были написаны и увидели свет большие серьезные произведения: «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Всенощное бдение», «Песнь восхождения».
Эти сочинения исполняются на престижных площадках, пользуются успехом у публики во всем мире. Однако человеку свойственно иногда возвращаться в свою молодость… Песни на стихи Гарсиа Лорки вернулись в оркестровом звучании под названием «Песни о смерти», и у нас есть уникальная возможность услышать их 7 февраля и разглядеть в этой музыке исповедь трепетного молодого сердца – и поэта Гарсиа Лорки, и музыканта Григория Алфеева.
В преддверии концерта владыка Иларион ответил на вопросы журналиста Правмира.
Владыка, Вы молодой, успешный, с точки зрения церковной карьеры, человек. Почему Вас привлекла такая мрачная тема — тема смерти?
«Песни о смерти» были написаны мною в 17-летнем возрасте. Это сочинение, с которым я заканчивал школу и поступал в Консерваторию. Только тогда оно было написано для голоса и фортепиано, а летом 2012 года я его оркестровал. Тема смерти всегда, с юности, волновала меня.
А Гарсиа Лорка, стихи которого легли в основу песен, с детства был моим любимым поэтом. Тема смерти — лейтмотив всех его стихотворений. Пронзительность и глубина его поэзии меня всегда очень вдохновляли. Лорка был, по крайней мере, в юности, религиозным человеком, и его поэзия проникнута глубоким внутренним религиозным чувством. Он как будто бы предчувствовал свою собственную трагическую смерть, заранее готовился к ней. Его поэзия — это сплошной Реквием, который он начал писать в юности и который ему не суждено было закончить.
Вы часто упоминали в своих интервью, что в Вашем творчестве присутствуют аллюзии на произведения композиторов прошлого. «Песни смерти» не стали исключением? У Мусоргского есть известный цикл «Песни и пляски смерти»…
Да, мои «Песни о смерти» написаны под впечатлением от «Песен и плясок смерти» Мусоргского и от 14-й симфонии Шостаковича. Стилистически это сочинение сильно отличается от моих сочинений последних лет. Но при инструментовке я музыку не менял: как написал почти 30 лет назад, так все и осталось. Только фортепиано заменил на оркестр, к которому добавил гитару, а в последней части — вибрафон. Мне кажется, что по-своему, это вполне зрелое сочинение. И вполне цельное. Очень эмоциональное, трагическое, сумрачное, сплошь минорное. Там постоянно меняются настроения, темпы, образы. Конечно, сейчас я бы так не написал.
Все Ваши произведения очень печальные, даже трагичные. Почему?
Не все мои произведения трагичные. Есть «Рождественская оратория», в которой преобладают радостные, светлые тона. В мажоре написаны 4-я и 5-я части симфонии «Песнь восхождения». Литургия и Всенощное бдение тоже написаны в мажорной тональности. Хотя, конечно, трагические темы мне всегда были более близкими и интересными.
Вторая музыкальная премьера, которая прозвучит 7 февраля, это Фуга на тему ВАСН. Ваша любовь к творчеству этого композитора широко известна. Но помимо Баха существует множество других великих композиторов. Кого бы Вы поставили в один ряд с Бахом? Чьи еще произведения Вам близки?
Рядом с Бахом я бы не поставил никого: он стоит особняком. Но это не фуга на тему Баха. Это фуга на тему BACH, то есть на музыкальную монограмму великого композитора. Дело в том, что в немецком языке все ноты имеют буквенное обозначение. Все четыре буквы фамилии Бах означают ноты: си бемоль, ля, до и си бекар. Сам Бах об этом знал и пытался использовать свою монограмму в финальной фуге из «Искусства фуги». Но написав экспозицию фуги, он умер, так и не завершив ее. Впоследствии многие композиторы писали фуги, прелюдии, фантазии и коллажи на эту тему. Тут можно вспомнить шесть органных фуг на тему BACH Шумана и многие другие сочинения. В какой-то момент эта тема привлекла мое внимание, и я написал на нее пятиминутную оркестровую фугу.
В первом отделении прозвучат арии из опер Верди. Почему Ваш выбор пал на произведения именно этого композитора?
Это не мой выбор, а выбор солистки Большого театра Светланы Касьян, которая будет основным действующим лицом этого концерта.
Как Вы думаете, Ваша аудитория — это кто? Какие люди ходят на Ваши концерты?
Прихожане наших храмов, а также люди далекие от Церкви, но имеющие вкус к музыке.
В свои 45 лет Вы уже митрополит, известный композитор, известный миссионер, телеведущий, настоятель большого храма, всемирно известный богослов, глава Синодального отдела. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что «нечего желать и некем больше быть»?..
У меня всегда было и всегда остается такое чувство. Оно у меня было и когда я принял постриг в монастыре, и когда служил священником в литовской деревне, и когда учился в Оксфорде, и когда работал под началом митрополита Кирилла, и когда служил в Австрии и Венгрии. Я никогда не желал и не домогался никаких назначений, и никогда ничего не желал в плане церковной карьеры. Единственное, чего я всегда очень горячо желал — это служить Богу и людям, отдавая этому служению все свои силы. Музыка же для меня — лишь одна из форм проповеди и служения, в данное время не основная.
В Вашей юности совершенно обычным вопросом среди подростков был: «Что ты слушаешь?». Из квартир и открытых окон доносились разного уровня песни и музыкальные темы. Сейчас вопрос «Что ты слушаешь?» неуместен, в подъездах многоквартирных домов — тишина. Почему так происходит, почему музыка уходит из повседневной жизни? Можно ли наше общество назвать постмузыкальным?
Оно стало антимузыкальным. Потому что, если в сравнительно еще недавнее время классическая музыка была достоянием широкого слушателя, а так называемая эстрадная музыка была музыкой высокого эстетического уровня, то сейчас на смену высоким образцам пришла дешевая «попса», которая льется из радиоприемников в такси, из динамиков в ресторанах. Иногда на так называемых «корпоративах», на которых мне приходится бывать по долгу службы или из уважения к тому или иному лицу, такая музыка звучит с чудовищной, оглушительной громкостью. Я очень чутко реагирую на звуковые возбудители, и для меня подобный шумовой шквал является настоящей пыткой. По мне, лучше никакой музыки, чем такая. Впрочем, и в наши дни есть светлые образцы музыкального искусства, выходящие из-под пера ныне живущих композиторов. Это радует.
Фото: из личного архива митрополита Илариона, фото газеты «Комсомольская правда», фото с сайта ОВЦС mospat.ru