— Духовность, Шура, — это тогда, когда ты делаешь все, что тебе не хочется. Хочется спать, а ты не спи и молись. Хочется есть, а ты не ешь и постись. Хочется своего, а ты не моги. Ищи волю Божию через старца. И Господь посетит тебя.
Так в одном монастыре наставляла опытная паломница неопытную деревенскую старуху, а я услышал и удивился. Но удивление прошло, когда я стал приглядываться, и заметил, что так думает не одна наша паломница.
Люди крестятся, чтобы получить защиту и ангела-хранителя. Идут в храм что-то попросить у Бога. Венчаются, чтобы не разводиться. И все эти поводы замешаны на страхе и необходимости сделать то, что тебе трудно. В этом случае беда – самый весомый повод зайти в церковь. Постоять в храме, помолиться, отдать деньги или сделать что-то другое из того, чего тебе не хочется.
Выходит, что духовность вещь безрадостная. Но все, что без радости – не от Бога. Тяжесть и безрадостность – признак потерянности перед Богом.
Отличительной чертой работ Елены Черкасовой является именно та тихая Божья радость, которую потеряли люди. На ее полотнах кипит радость — Ангелы ликуют с людьми. Люди поднимают руки с цветами и ветвями перед Богом. Бог обнимает людей и зверей.
Вот полотно, на котором мы видим начало Рождества. Ангелы поют и протягивают руки пастухам Вифлеема. Красный цвет звучит радостью. Другие ангелы подняли длани и ликуют. Пастухи слушают ангелов.
Другой важной частью восприятия работ Елены Черкасовой является свидетельство близости Неба и Земли, Бога и человека, ангелов и зверей. Сейчас, когда я пишу, а вы читаете, наши ангелы-хранители стоят рядом, а через плечо к нам заглядывает Сам Бог. А так как Бог один не ходит, то рядом с Ним присутствуют и Силы Небесные.
Но отчего мы не видим, не чувствуем и даже забываем о том, что граница миров тонка, проходима, и Бог рядом? Наверное, потому, что мы понимаем веру как ярмо, как то, что приносит тяжесть и отнимает радость.
У нас, в местном Союзе художников, часто проходят выставки. Не знаю, как так получается, но на этих выставках все одно и то же. На них мы видим застывшую «шахматную партию», длиною в десятилетия. Очевидно, что в пору ранней молодости, художник решает все свои вопросы, связанные с творчеством и застывает душой до смерти. Одни и те же колера, пейзажи, словно накатанные валиком, едва отличаются друг от друга.
У Черкасовой не так.
Каждый год на древе ее творчества появляется новый побег. Стволом остается внимание к Библии. Главный сюжет ее картин – вхождение в мир Бога. В ее картинах земля, люди и звери, оживающие, расцветающие и преображающиеся перед вдруг явившимся Господом.
На этой выставке как всегда доминируют сюжеты о Господе, стремящемся к людям. Мы видим это стремление Богу к человеку на полотнах, изображающих Умовение ног учеников и Суд Христа блудницы. Оба они связаны с неожиданным, внезапным поступком Христа, в котором раскрывается Его милосердие.
В картине о Крещении мы видим не только то, что Бог протягивает руку человеку, но и расцветающие деревья, которые тоже не остаются безучастными к близости Творца. И этому есть оправдание. Мы помним, что в момент пребывания Христа в Гефсиманском саду цвели яблони. А в момент проклятия засохла смоковница.
В картине изображающей Вложение ангелом горящего угля в уста Исайи, мы видим уже мир, пышущий как райский сад, и вспоминается пасхальное:
Да веселятся небесная, да радуются земная.
Радость, правильно понимается как признак харизмы – Божественного дара, принятого для служения. Поэтому неудивительно присутствие на выставке полотна, изображающего царя Соломона и Пушкина. Изображение Пушкина со святыми уже не новость для нашей культуры.
Несколько лет назад иконописец Зинон изобразил на иконе беседующих между собой святителя Филарета и Пушкина. В своем полотне Черкасова отразила другой момент. В ней Пушкин, в образе поэта, выступает как часть звена в цепи харизматиков, призванных Богом служить Ему в миру. По амхарскому преданию род Пушкина, через Ганнибала и правителей Эфиопии, восходит к царю Соломону.
Но эти два персонажа оказались рядом вовсе не потому, что они — дальние родственники, а потому, что мы имеем новую родню – духовную. Нам всем родня — святые, Божия Матерь и даже Сам Бог, который нам всем Отец.
В этом полотне художник напоминает, что мы небесного рода, в котором родятся духом. Мы, все как дети Отца Небесного, подтверждаем это родство службой Богу. Каждый, кто честно работает Богу и несет свою особенную миссию, принимается в эту родню. Но служба Богу шире, чем пение на клиросе или иконописание.
Вся наша жизнь – это сплошная служба. Вся наша жизнь – это длинная литургия, длиною в жизнь. Ведь слово Литургия переводится как « совместное дело». В данном случае наше дело совместно с трудами святых и всех людей, угодивших Богу. Через миссию мы духовная родня даже Пушкину и царю Соломону. Эта работа Елены Черкасовой напоминает сердцу о том, что миссия может происходить даже на скромном поприще поэта или на нашем месте, на которое нас поставил Бог.
Лейтмотивом прошлой выставки была тема миссии, выполняемой людьми в миру в простом зраке. Особо примечательной была работа художницы о пасхальном шествии простых мирских людей с ветвями вербы. Они, находясь в нашем мире, приветствовали Христа, так, как если бы Он явился вновь, но уже здесь, в России.
Особенностью этой выставки стали полотна, показывающие монахов, людей, сугубо погруженных в делание Божие, не чуждых тем земным радостям, которые благословил Господь.
Однажды, очень давно, когда я и сам трудился в монастыре, я играл с монахами в снежки. И вот, как открытка из радостной церковной юности, явилось полотно, изображающее монахов со снеговиком. Этот сюжет возник не пустом месте. Перед Рождеством этого года многие могли видеть фото, присланное с Афона. На нем братия монастыря видна даже с двумя снеговиками.
На череде других фотографий засняты монахи, играющие в снежки. Совсем, как мы. Из этой картины делается вывод, что не только Господь милостив и великодушен к нам, но великодушны и милостивы к нам и Его любимцы – настоящие монахи.
Мы привыкли разделять мир на две половины. Мир – источник греха, и монастырь – небесное посольство, чуждое злу, или как бастион добра. И вот, на одной из картин этой выставки мы видим старца с сестрами, идущими по грибы.
Богу угодна радость людей. Богу угодно наше счастье. Он желает, чтобы это божественное счастье начиналось уже здесь. И потому на картине мы видим, что грибникам Бог послал ОЧЕНЬ много больших грибов. Через это свидетельство Бог словно освящает чистую и безгрешную земную радость, посылаемую верующим людям.
Нам зря кажется, что мир разделен на монастырь и мир, в котором живем мы. Мир един, и благоволение Бога над миром едино. Мир хоть и пал, но, тем не менее, он остается делом рук Бога. И в нем прекрасны цветы, деревья, животные, люди как маленькие зеркальца Бога.
Этот аккорд Симфонии, включающей в себя все мироздание, отражен в работе, изображающей пишущего монаха и его кота. Они вдвоем, каждый на своем месте, угодны Богу и дружат между собой и Господом.
Все картины выставки повествуют о симфонии неба и земли, звучащей в вечности. Уходя из выставочного зала, уносишь с собой напоминание о радости, которую дарит Господь Бог, всем любящим Его и хранящим Его слово.
За что и благодарили люди замечательного художника Елену Черкасову.
Елена, примите и мое благословение.