Точка свободы на острове Свободы: Историк Алексей Юдин о встрече Папы и Патриарха
«Это как дыхание обоими легкими»
«Я переживал это событие, понимая что за этим стоит, переживал как историк, я понимал, что это новая реальность, которая открывается . Они встречаются, обнимают друг друга, слова Папы…. Это та эмоция, которая дает нам новое измерение. После идут дела, факты, перспективы. Но вот как символ становится реальностью, это принципиально важно», — сказал он.
Алексей Юдин поделился, что наблюдая за встречей, вспомнил «крылатую» метафору русского писателя Вячеслава Иванова: «Вчера мне было очень понятно, что такое дыхание обоими легкими. Это дыхание, которое выводит в иное измерение. То, что было невозможно в силу исторических, психологических причин, еще каких-то, в этом событии становится возможным».
«Когда Иоанн Павел II подхватил эту фразу и часто ее употреблял, все понимали, но реализоваться она не могла: контекст был неблагоприятным в девяностые годы. Сейчас другой контекст. Это кайрос, момент вечности», — добавил он.
Греческий термин «Кайрос» (Καιρός) — переводится как данное время и обозначает конкретный отрезок истории, насыщенный важными событиями, имеющими чрезвычайное духовное и практическое значение для настоящего и будущего.
Не оставлять проблем, а взглянуть на них по-новому
Алексей Юдин считает, что Патриарху Кириллу и Папе Римскому Франциску удалось вырваться из исторического плена разногласий и по-новому посмотреть на проблемы, поставить новые задачи. «Это событие — условие свободы, можно сказать, точка свободы на острове Свободы. И несомненно символично, что встреча произошла в Новом Свете понятном для Патриарха и почти родном для Папы», — отметил собеседник «Правмира».
«Дорожная карта» православных и католиков
Историк назвал итоговое заявление интересным и здравым документом, где органически соединены важные для Патриарха Кирилла для Папы Франциска темы.
«Этот документ надо изучать, анализировать. Это не «пустышка», это серьезный документ, который может служить «дорожной картой» для дальнейших совместных действий», — сказал он.
Как отражена украинская проблематика в совместной декларации
«Надо отметить, что украинская проблематика затронута в конце декларации. Она разделена на две части.
Первая часть посвящена греко-католикам. Все формулировки, которые там использованы, воспроизводят язык и смысл Баламандского документа 1993 года. Этот документ был принят богословской комиссией, потом не получил практического развития и остался в церковной археологии. Здесь к этому варианту вернулись: да, греко-католики имеют право на существование, у них своя христианская жизнь, у них своя паства, свои духовные задачи. Но уния, как метод движения к единству – это не будущее, это только прошлое. Однако то, что сложилось в прошлом, в том числе и в православном, уже сложилось и надо уметь найти взаимные формы сосуществования», — рассказал Алексей Юдин.
«Вторая часть, — отметил он, — посвящена православным. Здесь найден хороший ключ к украинской ситуации. Любые церковные документы не называют политические реалии своими именами. Это не политика, это пастырский взгляд на вещи. В фокусе это взгляда остается конкретный человек, пастырские нужды и задачи».