Таких текстов будет все больше. Растет количество изданий, сайтов, напряженнее становится борьба за ограниченное внимание читателя, у которого есть в самом оптимистичном случае час-другой на чтение прессы. Несколько статей он сможет осилить за сегодня – если не на вашем сайте, то на другом. Значит журналистам (чья зарплата нередко связана с количеством прочтений) и редакторам (чья зарплата тоже нередко связана с количеством прочтений) надо во что бы то ни стало организовать текст-провокацию.
Что это такое
Скажем, венчаются в Англии Кейт и Уильям. Все пишут, как это прекрасно-здорово-замечательно-красиво и какое это наконец возрождение монархии. А один автор возьмет и напишет, что это вовсе конец монархии, жалкое зрелище, и полная деградация королевского дома. И подробно аргументирует это.
Или к 8 марта все пишут статьи о том, как надо заботиться о женщинах и дарить цветы круглый год, и тут появляется статья, что надо бы 8 марта взять и отменить. Почему? Пусть 364 дня в году у женщин 8 марта, когда готовят-стирают-убирают и цветы дарят мужчины, а в единственный женский день пусть уж женщины поработают хозяйками очага.
Или пишет некая журналистка, что многодетные – все сумасшедшие фанатики, выглядят плохо и дети потом ужас от многодетности на всю жизнь сохраняют.
Как точно отметили в одном из отзывов: «Можно и азбуку писать, находя абсолютный ужас в выведении букв».
Текст провокация строится на отрицании общепризнанного. В риторике есть понятие топов или общих мест – суждений, которые не надо аргументировать, с которыми все согласны, которые входят в базовую систему ценностей. Ученье – свет, а неученье – тьма, воровать и предавать плохо, лежачего не бьют, старших надо уважать и т.д.
Для чего провокации нужны редакции?
В 99% случаев для посещаемости.
Чтобы проблему поставить и обсудить, надо прописывать за и против, спрашивать экспертов, разбираться в теме. Чем глубже разберетесь – тем меньше текст прочитают, потому что он будет, скорее всего, длинным и сложным.
А с провокациями просто – запустил кость в стаю – и все отвечают, реагируют, перепощивают, ругаются. 90 комментариев на странице главного редактора – он не ответит ни на один, – потому что задача уже выполнена – чем больше они грызутся, тем лучше крутится счетчик посещений.
Вот как это описывает сотрудница редакции, в которой на днях вышел такой текст об ужасах многодетности. Себя она называет лоббистом подобных опусов (орфография и пунктуация автора сохранены):
- «эти тексты читают. плюются, вопят, визжат, пишут ругательные посты и комменты, грозятся отписаться <…>, поносят дорогую редакцию, требуют запретить и уконтрапупить автора, но читают как миленькие. а это означает трафик, а это означает… ну, все и так понимают, что это означает, не маленькие»
- «меня мало беспокоит содержательная часть. для меня, как для обычного маленького диктатора, существует только два мнения — мое и неправильное, если кто-то придерживается второго, то это его проблемы. и совершенно неважно, кто это — автор, издание целиком или там читатели. лишь бы мне мозг не выедали, а так-то сидите со своим неправильным мнением, ради бога, мне, по большому счету, все равно чем вы кормите тараканов в своей голове»
- «единственное, что меня волнует, это вопрос формы».
- «не зря на сайте запрещены <…> комментарии читателей. ох, не зря! <…> напечатали, значит, решили, что так надо. Все».Неприятно быть трафиковым мясом? Мясом, у которого не может быть своего мнения, главное – ходите, расшаривайте, ругайтесь, накручивайте нам счетчик!
Как реагировать?
Лучшая реакция для троллей и провокаторов – начать с ними спорить.
По меткому замечанию публициста Анны Гальпериной, в свое время именно так продавалась «Новая хронология» Фоменко. Все покупали, чтобы поспорить и опровергнуть, спорили, делали книге рекламу, и новые читатели покупали, чтобы разоблачить.
Ни одна реклама не соберет столько зрительской реакции, сколько: «Отвратительный фильм, который перевирает все, что можно – не смотрите!»
Худшая реакция про провокатора – промолчать.
Вымыть руки.
Посмотреть в окно.
Прочесть текст, для автора которого читатель – собеседник и ЧЕЛОВЕК.
Не трафиковое мясо.