Когда Бог сотворил Адама и Еву, Он не «повторил Себя в них», не сделал Свою точную копию. Он сделал Свой уникальный образ.
Бог создает людей творчески. Свободно. Щедро. Ни один из нас не является чьей-то точной копией. Никто не повторяется.
И еще Бог открыл людям Свою собственную особую неповторимость. Христиане узнали, что единый Бог – это Троица. Они поверили новому откровению. И прославили Бога Троицу.
Дивное откровение. В истории христианства встречались попытки объяснить откровение о Троице как-нибудь попроще, постандартнее. От этого вся мистическая уникальность откровения сразу же теряется.
Не все объяснения подходят
Самое влиятельное объяснение троичности Бога было такое: на самом деле Бог единственный в обычном арифметическом смысле, только Он является людям трояким образом.
Высказывалось мнение, что сначала Бог является как Отец, затем как Сын, впоследствии как Святой Дух. Церковь решительно возразила против, анафематствовала подобные объяснения как еретические.
Троичность Бога христиане признают не только во внешнем явлении Бога, но и во внутрибожественной жизни.
То есть Бог Сам по Себе всегда был Троицей. И остается всегда триединым Богом. Сын извечно существует с Отцом и Духом как единый Бог.
Еще одно. Была в истории и немногочисленная, маловлиятельная ересь трифеистов, которые считали Троицу «Тремя Богами».
Все, кто современных христиан обвиняет в многобожии, про эту ересь либо не знают вовсе, либо знать не хотят. Настоящие многобожники, в отличие от христиан, учение трифеистов не стали бы ересью называть.
Природа и личность
Божественная природа едина, и ее не разделяют на части три божественных Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Три Лица Троицы – это Единый Бог.
Отцы Церкви с одинаковой силой утверждали единство Бога и троичность Бога.
Учение о Троице не было результатом каких-то интеллектуальных выкладок, сделанных в определенной богословской школе. Это живая истина о Боге.
Истину троичности Сам Бог открыл через Евангелие Христово (см. первые стихи от Иоанна). Люди небесную истину восприняли. Отстаивали перед лицом разных ересей, выразили в точных богословских формулах. Хранили как сокровище веры, несмотря на насмешки безбожников и разных представителей псевдохристианской и антихристианской критики.
Посмотрим на таинственную истину триединства в сравнении. Единство божественной природы можно считать истиной почти общедоступной. Ее даже некоторые язычники признавали. Правда, эта единая божественная природа в умах людей почему-то оказывается отчетливо безличной, имперсональной, «выше, чем любая ограниченная личность».
Бывает, что в единой божественной природе язычники готовы увидеть личность, но это признание оказывается всегда неустойчивым, размытым, дискуссионным. Тут опять несколько вариантов. Кто-то считает личность лишь конкретным проявлением природы, таким образом «природное» оказывается гораздо важнее «личностного». То есть божественная природа в какой-то мере снова оказывается имперсональной.
Кто-то из язычников говорит о единстве божественной личности, попросту перенося на Бога заурядные чисто психологические представления о некоем разумном существе. Здесь имеет место религиозное «олицетворение», весьма распространенное «очеловечивание» божественной природы – антропоморфизм.
Православные христиане придерживаются иных воззрений. Отстаивая догмат о триединстве Божества, православные различают божественную природу (сущность) и божественные Лица (Личности). Природа и Личности не одно и то же, хотя эти понятия и связаны.
О Боге и человеке
Триединство – это настоящее откровение о Боге, о божественных Лицах (Личностях). И о человеческих личностях тоже, поскольку людей Бог создал по Своему образу. Вот почему в человеке тоже можно различать природу и личность. Можно различать, но не обязательно разделять.
Природа и личность не синонимы. Не может быть личности без природы. С другой стороны легко представить себе некую природу без личности – она будет имперсональной. Только «имперсональная природа» будет ниже «природы личностной», ниже в иерархии бытия.
В людях есть природное и личностное начало. В нас есть не только природные устремления, в нас заложена и свобода личности.
Если бы христианские народы жили откровением о Троице, откровением о личности, не было бы такого соблазна сделаться человеком со стертым лицом, обезличенным человеком. Этот соблазн сейчас в заманчивой упаковке представляют рекламные агенты массовой культуры, в том числе и религиозной массовой культуры. В прошлом веке его навязывали народам пропагандисты тоталитарных режимов. Соблазн велик. А Бог все равно величественнее.
Жив Бог Троица! И жива будет душа человеческая!..