Церковь празднует Собор трех святителей
Григорий Богослов (Назианзин) родился в 325-330, поместье Арианз в окрестностях дер. Карбала (ныне Гюзельюрт, Турция), к югу от г. Назианз, умер в Каппадоки — 389-390гг.
В поэме «О своей жизни» Григорий Богослова пишет, что ему было ок. 30 лет, когда он вернулся (ок. 356-357 гг.) домой по окончании обучения — на этом основана общепринятая датировка его рождения. Согласно лексикону Суды, свт. Григорий дожил до 90 лет, однако эта информация вряд ли верна. Буд. святитель родился в имении отца, свт. Григория, еп. Назианзского (старшего). Свт. Григорий, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к секте ипсистариан. В возрасте 45 лет, главным образом под влиянием жены, он принял христ. веру, обратившись с просьбой о крещении к епископам, отправлявшимся на Вселенский I Собор, и был крещен архиеп. Каппадокийским Леонтием.
Св. Нонна, подчиняясь мужу в семейных делах, была его наставницей в благочестии: соблюдала посты, проводила ночи в молитве, занималась благотворительной деятельностью, покровительствуя вдовам и сиротам (Ibid. 8-10). Именно она, по-видимому, оказала решающее влияние на христ. воспитание детей — Григория, Кесария и Горгонии. Оставаясь на протяжении многих лет бездетной, св. Нонна дала обет в случае рождения ребенка посвятить его Богу. Однажды во сне она увидела буд. ребенка и услышала его имя. Свт. Григорий всегда помнил об этом событии, считал себя «новым Самуилом» и рассматривал свою жизнь как исполнение обета, данного матерью. Родившийся первенец был наречен Григорием в честь отца. О родителях свт. Григория отзывался с благоговением и почтением, видя в отце образ истинного архипастыря, а в матери — образ идеальной супруги, через которую дети приобщились к христианской традиции.
Свт. Григорий рос, окруженный любовью родителей, домашних и слуг. Его христ. воспитанию способствовало чтение книг и общение с «добродетельными мужами». Но, возможно, решающим для него был его собственный опыт молитвы и мистического соприкосновения с Божественной реальностью: свт. Григорий упоминал о «ночных видениях», при помощи к-рых Бог вселял в него любовь к целомудренной жизни. Во время одного из таких видений юному Григорию явились 2 прекрасные девы — Чистота и Целомудрие: они призвали мальчика избрать девственный образ жизни, чтобы приблизиться к «сиянию бессмертной Троицы». Это видение оставило глубокий след в душе свт. Григория и во многом предопределило его жизненный выбор. Другое подобного же рода событие — первое мистическое видение Божественного света, к-рое было одновременно первым опытным соприкосновением свт. Григория с тайной Св. Троицы,- не только усилило аскетические устремления, но и повлияло на весь строй его богословской мысли (тема созерцания Троичного света стала центральной в учении свт. Григория). Глубокая мистическая жизнь началась у него еще в детстве: «Когда был я ребенком… я восходил ввысь, к сияющему престолу». О годах юности он вспоминал: «Вместо земных стяжаний… у меня перед глазами было сияние Бога». Уже в годы юности приобщившийся к сокровищницам языческой учености, свт. Григорий и в христ. лит-ре был начитан прежде, чем достиг зрелости. Высоко ценя античную культуру, он тем не менее ставил на первое место «подлинные науки» (т. е. христ. учение).
Епископ Кесарии Каппадокийской Василий, отец и учитель Церкви. Годы жизни – 329/30 (г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар)) – 1. 01. 379, г. (Кесария Каппадокийская). Его память отмечается – 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; память в Католической церкви – 2 янв., 14 июня.
Свидетельством о событиях жизни свт. Василия Великого, как прямым, так и косвенным (об образовании, образе мыслей), является корпус сочинений самого святителя.
Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской (Византийской) империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блиставшие краcноречием. Широкому распространению христианства в Понте способствовал во 2-й пол. III в. ученик Оригена свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарии, который был духовным наставником бабки Василия Великого со стороны отца Макрины Старшей. Василий Великий называл его вторым Моисеем. Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа. 2) в гонение имп. Максимина Дайи, достигшее особенной силы на Востоке в 311–313 гг. В III–IV вв. позиции христианства уже были сильны и в Каппадокии. В сер. III в. предшественником Василия Великого на Кесарийской кафедре был еп. Фирмилиан (Василий Великий говорит о нем «наш Фирмилиан», состоявший в переписке со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским. Современник Василия Великого имп. Юлиан Отступник (361–363) утверждал, что «чистый эллин» (т. е. язычник) в Каппадокии – явление редкое. В правление Юлиана здесь прославился мученичеством Евпсихий
Из «Православной Энцклопедии», т. XII