Воскреснув, Иисус явился сперва Марии Магдалине, но когда она рассказала об этом плачущим и рыдающим ученикам Христа, они ей не поверили. Они не верили до тех пор, пока Господь Сам не явился к одиннадцати будущим апостолам и не упрекнул их в неверии и жестокосердии…
Есть, на мой взгляд, два психологических типа веры – женская, эмоциональная, и мужская, рассудочная.
Ни Мария Магдалина, ни женщины-мироносицы ни капли не сомневались в том, что Учитель их воскрес. Они поверили в Воскресение Христово мгновенно, и это эмоциональное восприятие случившегося было для них основательно, на уровне переживаемых чувств.
И напротив, мужская вера – учеников Иисусовых, апостола Фомы, потребовавшего доказательств (ему надо было потрогать, пощупать своими руками Воскресшего Спасителя!) – это вера, разумом преодолевающая сомнение.
Есть люди, которые идут к Богу через эмоции. А есть те, кто приходит к вере через рациональное постижение. И тот, и другой путь ведут ко Христу в равной мере, ни один из них нельзя назвать более предпочтительным. Да, апостолы колебались, а потом почти все приняли за свою веру мученическую смерть.
Сейчас мы переживаем парадоксальное время: абсолютно неверующих людей – атеистов, очень мало. Большинство, особенно в доверительном разговоре, признаётся: «Да я вообще-то верю!» Но когда ты задаёшь вопрос «А во что Вы верите?», тогда человек начинает подгонять объект веры под своё внутреннее духовное состояние.
Почему вера в истинного Бога, в Того Бога, о Котором благовествует Евангелие, даётся нам так трудно? Да потому, что во Христе воплотилась конкретная Личность Господа, с Его заповедями, которым Он учил не столько словами, сколько всей Своей жизнью. И смертью. И воскресением.
Верить в Христа, Который безусловно реален, сложнее, чем в умозрительный «абсолют», в «что-то есть», в «космический разум», потому что нечто абстрактно существующее за пределами видимого мира вовсе не заставляет человека менять себя, свою жизнь. Это мёртвая вера.
Тогда как вера в Богочеловека требует от нас согласно этой вере жить, жить по примеру нашего Спасителя. Апостол Иаков говорит: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Вера в Христа и жизнь по заповедям Божиим, наполненная делами, – живая.
Что это за дела такие? Первое и самое важное – стяжание, то есть приобретение состояния духовной нищеты, покаяния, правильного видения себя, своей греховности и стремление к исправлению, к совершенству, к преображению.
Но и дела без веры бесплодны. Серафим Саровский говорил, что только Христа ради совершаемое дело приводит нас к Господу. В Боге любое доброе дело получает своё осмысление и оправдание, очищается от тщеславия, приносит духовный плод. Дела, даже самые добрые, без веры в Бога творятся ради себя и не спасают.
Даже крещение без веры не гарантирует нам спасения. Евангелист Марк предупреждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16, 16). Апостол называет два условия спасения, то есть пребывания в Боге – это вера и крещение: вера в Христа, следовательно, жизнь по вере, соблюдение Его заповедей, и крещение как исповедание и формальная, законная принадлежность ко Христу. Крещение значит погружение, умирание для жизни греховной и рождение, воскресение для Вечности. Как вера без крещения не ведёт к спасению, так и крещение без веры не приводит нас в Царство Небесное.
Порой кажется, что нет в нашем мире подлинной веры, особенно если вспомнить обещание Господа: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Но исполнение этих слов Христа Спасителя мы видим в жизни святых угодников Божиих, особенно мучеников. Их истязали за веру, а они выносили смертоносные пытки и выходили из них победителями. Им в горло олово кипящее заливали, а они Христа проповедовали. Им тело стругали, а они на следующий день выходили целыми-невредимыми и славили Бога.
Слова Божии никогда не бывают пустыми. Да, реальное их исполнение мы видим в жизни святых, людей, достигших совершенства, которые и после смерти имеют силу избавлять от бед, исцелять и воскрешать (именно поэтому мы их просим о молитвенной помощи). Но ведь даже в нас, каким-то чудом Божиим, бывают побеждаемы и скорби, и трудности, и физические немощи. Незаметно? Редко?
Мне думается, что Бог не даёт реального и скорого исполнения наших молитв, потому что мы очень склонны впадать в тщеславие, жуткий эгоизм и самолюбование. Но если внимательно всмотреться в себя, в свою жизнь, то окажется: если не горы передвигать, то менять обстоятельства, побеждать, казалось бы, непреодолимые препятствия всем нам удаётся.
У каждого свои победы, свои маленькие достижения, свои горы…
Епископ Якутский и Ленский РОМАН