«Центральное произведение этого проекта представляет собой пять двусторонних зеркальных пластин, из которых удалено слово ИИСУС. На остающейся поверхности отражается окружающее пространство, включая находящихся там зрителей. Визуально в этом пространстве Иисуса нет – это мир без Бога.
В то же время пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным» – приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас…»
Таким образом художник передает принцип апофатического богословия – негативной теологии, которая стремится выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с Его природой. В апофатике Бог предстает как принципиально невыразимое.
– Это очень сложная выставка. Без сомнения, люди, которые впервые знакомятся с современным искусством, могут быть удивлены. Но удивление – один из атрибутов христианства, которое сверх понимания человеческого разума, – говорит Гор Чахал. – Работы на этой выставке не только связаны между собой, но еще и имеют отсылки к предыдущим моим работам.
По словам художника, не зная контекста его творчества, очень сложно досконально осмыслить и эту экспозицию. Однако он всегда отдает предпочтение многоуровневым проектам.
– И я всегда думаю о зрителях, поскольку современное искусство становится завершенным именно в глазах зрителя. Это сказал еще в начале ХХ столетия известный авангардист Марсель Дюшан. И без зрителя, который со-творит с художником в восприятии произведения искусства, искусство не работает.
Как отметил директор Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова Владимир Семенов, выставка такого формата – первая в библиотеке, но абсолютно не случайная:
– Это направление сакрального духовного поиска в искусстве сегодня занимает незаслуженно мало места и неправомерно забыто. Перед обществом стоит задача поднимать планку искусства, и мы будем и далее развивать столь важную, деликатную и тонкую тему. И хочется, чтобы это направление воспринималось Русской Православной Церковью – мы ищем диалог современного искусства и Церкви.
По мнению богослова и миссионера иеромонаха Димитрия (Першина), на выставке Гора Чахала «Апофатика» представлено то, «что находится за пределами слов». С конца ХХ века мы вновь проходим поворот исторической спирали, сопоставимый с эпохой III-IV веков, когда у развивающегося христианства была колоссальная конкуренция: возникали манихейство, неоплатонизм и прочие синкретические религиозные учения. В тот же период рождалось великое христианское богословие и великое искусство, на волне которого мы до сих пор и движемся. Однако ХХ век смел многие традиционные формы, наступил момент некой перезагрузки – время, когда современное искусство пытается дать новый ответ на вечный вопрос.
– Я изначально был радикальным авангардистом, – говорит Гор Чахал. – Но интересно, что область, к которой относится искусство, обозначается словом «сфера». Сфера искусства. А у сферы, как известно, нет границ. И крайности в сфере всегда смыкаются. Поэтому, двигаясь в направлении радикального авангардизма, я естественным, на мой взгляд, образом оказался в пределах традиционного православия.
– Гор Чахал – достаточно известный человек. И в 1990-е годы на его персональных выставках были толпы людей – те, кого сейчас называют истеблишментом современного искусства, – говорит Андрей Яхнин, автор книги «Антиискусство. Записки очевидца». – Там были известные кураторы, искусствоведы, художники. Гор не изменился: он ищет свои какие-то внутренние пути. Но в результате этого поиска он зашел на достаточно опасную зону, которая связана с христианством. А современное искусство, которое является основой современной цивилизации и культуры, как это ни прискорбно, не просто религиозно или анти-религиозно – оно имеет древний антихристианский вектор. И после того как Гор вступил на такую достаточно сложную территорию, эти люди стали постепенно отходить от него. Сейчас он для них практически враг – это факт, увы. Сегодня здесь я не вижу ни одного человека из них, даже тех, кто симпатизирует его искусству. Видимо, они тоже находятся в этом общем тренде.
При этом Гор делает очень важную вещь, которая не всем пока понятна и не всеми оценена. Он пытается ответить на вопрос для себя и для зрителя: может ли быть современное христианское искусство внелитургическим, говорящим со зрителем нетрадиционным современным языком.
По мнению автора проекта «Апофатика», на самом общем уровне восприятия выставки важны не конкретные работы, а атмосфера. «Как я ее называю – «умный воздух», который преображает эти отдельные работы. И этот умный воздух – самое главное на этой выставке», – отметил Гор Чахал.
Гор Чахал (Гор Размикович Оганисян) родился в 1961 году в Москве. Учился рисунку в студии Татьяны Кипарисовой. В 1985 году окончил с отличием Московский инженерно-физический институт по специальности «Прикладная математика». В том же году организовал совместно с поэтом Аркадием Семёновым и рок-группой «Вежливый отказ» группу «Параллельные действия». В 1989 году снялся в главной роли в фильме «Посвященный».
В 1985-86 гг. был стипендиатом Берлинской академии художеств (Akademie der Kunst). В 2004-м получил стипендию MuseumsQuartier, Вена. В 2010 году организовал в Храме мученицы Татианы при МГУ выставку работ художников, развивающих тему современного христианства, – «Двоесловие/Диалог». В 2011 году стал победителем конкурса Opencall международного симпозиума Pro&Contra в номинации «Экранные интерактивные медиа». В 2013 году был куратором выставки «ДАРЫ» в Музее архитектуры им. Щусева, развивающей тему диалога Церкви и современного искусства.
В 2014 г. избран почетным членом Российской академии художеств, в 2015-м награжден медалью «Достойному». Произведения художника находятся в ведущих музеях России и мира, в т.ч. в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства Москвы и Московском Доме фотографии.
Смотрите также:
- Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре?
- «Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова