Уничтожаются самые древние в мире христианские общины — и до этого никому нет дела

Как у многих христиан-коптов в Египте, у Аймана Набиля Лабиба (Ayman Nabil Labib) на кисти руки была татуировка — крест. И подобно многим 17-летним юношам, он демонстративно показывал свою религиозную принадлежность. Но в 2011 году, когда в Египте разразилась революция, такого рода открытость могла довести до беды.

Учитель арабского языка Аймана сказал ему, чтобы в школе он прикрывал свою татуировку. Вместо того, чтобы подчиниться, Айман демонстративно вытащил наружу крест, висевший у него на шее под рубашкой, чтобы он был виден всем. Учитель разъярился и принялся душить его, подзадоривая одноклассников юношей мусульманской веры словами: «Что вы с ним сделаете?»

Одноклассники избили Аймана до смерти. Они дали полиции ложные показания, и лишь когда охваченные ужасом родственники Аймана рассказали правду, двоих юношей посадили за решетку.

Страшный случай с Айманом — не единичный в Египте и во всем регионе.

Арабскую весну, и в меньшей степени свержение Саддама Хусейна всячески превозносили, называя катализаторами важных исторических сдвигов в регионе. В Египете, Сирии и Ираке на смену ближневосточным диктатурам должны были прийти либеральные, демократические режимы. Но прошли годы, и там до сих пор очень мало как либеральности, так и демократии. На самом деле, эти беспорядки оставили мрачное и едва замечаемое другими наследие: почти полное уничтожение самых древних в мире христианских общин.

Преследование христиан на всем Ближнем Востоке, а также молчание Запада по этому поводу стали темой электронной книги Эда Уэста (Ed West) «The Silence of Our Friends» (Молчание наших друзей). Книга является пугающим перечислением ужасов: дискриминационные законы, массовые захоронения, неофициальные погромы, а также бегство людей. Преследованию подвергаются не только копты и несториане, у которых довольно мало единоверцев и сочувствующих на Западе, но и католики, православные и протестанты.

На всем Ближнем Востоке — картина одна и та же. Христиан убивают распоясавшиеся толпы и группы боевиков. Их храмы подвергают обстрелам, их магазины и лавки разрушают, их дома грабят. Принимаются законы, превращающие их в граждан второго сорта, и большинство христиан со временем покидают свои родные места.

В Египте слух о том, что девушка-мусульманка встречается с юношей-христианином, привел к сожжению нескольких церквей, а также к введению комендантского часа для христианского населения. Неграмотных детей бросили за решетку за то, что они мочились на кучу мусора, поскольку какой-то имам заявил, будто в этой куче были страницы с цитатами из Корана, а дети их осквернили. Снова и снова такие преследования приводят к тому, что христианские семьи бросают свои дома и уезжают.

В Сирии ситуация еще хуже. В июне 2013 года было полностью уничтожено несколько христианских деревень. Монах Пьербатиста Пиццабалла (Pierbattista Pizzaballa) сообщил, что «из 4000 жителей деревни Гассаньех осталось не более 10 человек».

Повстанцы похитили двух сирийских митрополитов. Боевики изгнали 90 процентов христиан из города Хомса. Патриарх Антиохии Григорий III говорит, что из этого города с населением 1,75 миллиона человек 450 000 сирийских христиан из-за страха покинули свои дома и бежали.

В Ираке ситуация похожая, но еще более драматичная. Как сообщает Запад, в период с 2004 по 2011 год численность халдо-ассирийских христиан сократилась с одного с лишним миллиона до 150000 человек. В 2006 году прямо у себя дома был убит Исох Маджид (Isoh Majeed), выступавший за создание безопасного убежища для христиан вокруг Ниневии. Количество церквей в Ираке уменьшилось с 300 перед вторжением США до 57. Количество христиан в Ираке со времен первой войны в Персидском заливе уменьшилось примерно на 90 процентов, причем основная их часть бежала из страны после прихода американцев в 2003 году.

Часть ответственности за эту катастрофу несут Соединенные Штаты Америки и Великобритания, потому что это под их присмотром создавалось послевоенное правительство Ирака, и они почти ничего не сделали для защиты религий меньшинств.

В своей книге Уэст пишет о невежественном, бестолковом и бездушном поведении западных стран в такой ситуации. Американская помощь на восстановление Ирака распределяется в соответствии с иракскими законами, которые являются явно дискриминационными по отношению к христианам. США предоставляют Египту помощь на миллиарды долларов, однако христианам этой страны запрещено строить храмы (и даже ремонтировать туалеты в существующих) без официального разрешения главы государства, которое он почти никогда не дает. В сентябре прошлого года США и Британия попытались открыто и официально заявить о своей поддержке группировок сирийских повстанцев, в то время как некоторые боевики устраивали погромы против христиан.

Лавочник-христианин из Маалюли так сказал об этом корреспонденту Би-Би-Си: «Скажите ЕС и американцам, что мы 2000 лет назад послали к вам Святого Павла, чтобы он вывел вас из тьмы, а вы теперь посылаете к нам террористов, чтобы те нас убивали».

В своем письме в редакцию The Week Эд Уэст написал, что Америка и ее союзники могут и должны помочь гонимым христианам.

Западные страны должны ясно дать понять, что наша дружба, сотрудничество, помощь и содействие зависят от: 1) свободы религии, включающей в себя право менять веру и выходить из нее; 2) светского законодательства, одинаково относящегося ко всем людям. Эти условия не соблюдались в Египте при Мубараке, но Соединенные Штаты поддерживали этот режим, предоставляя ему помощь на сумму 500 миллионов долларов в год. Эти условия не соблюдаются в Ираке, который после прихода США добивался включения норм шариата в конституцию. Такие вещи недопустимы. В 2022 году Катар будет проводить чемпионат мира по футболу, а там вероотступничество до сих пор карается смертью. Почему же все мы не бойкотируем его?

Последнее ставит невзгоды ближневосточных христиан в глобальный контекст. Западные активисты и СМИ громко возмущаются по поводу российских законов против «пропаганды гомосексуализма» в преддверии зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Западу при этом было бы весьма уместно выразить протест против законов, которые карают людей смертью за переход в христианство (или как минимум заметить эти законы).

Но западный мир живет, не зная или не волнуясь по поводу систематического насилия против христиан. Эд Уэст, цитируя французского философа Режи Дебре (Regis Debray), говорит о сути этой проблемы следующим образом: «Жертвы „слишком христианские“, чтобы взволновать левых, и „слишком иностранные“, чтобы возбудить интерес у правых».

Руководители церкви за пределами Ближнего Востока боятся громко высказываться об этой беде, поскольку опасаются своими словами спровоцировать еще большее насилие. (Когда Папа Римский Бенедикт XVI процитировал древнее критическое высказывание об исламе, выступая в немецком университете, в Ираке сожгли семь церквей.) Это довольно странно, но в отличие от Ирана, Саудовской Аравии, Израиля и России, США и Британия — единственные, кто в своей деятельности на Ближнем Востоке не проявляют особого интереса к безопасности тех, с кем их исторически связывает религиозная близость.

А ведь именно в этих землях ученики Христа и их последователи обратили первых людей в христианскую веру. В своем интервью Уэст отметил, что эти общины «были христианскими, когда наши предки поклонялись деревьям и камням». А теперь над ними нависла угроза неминуемого уничтожения.

В 2013 году архиепископ Багдадский халдейской католической церкви Рафаэль I Сако во время проповеди после своего избрания на архиерейском синоде сказал следующее: «Тень страха, тревоги и смерти по-прежнему висит над нашим народом». Он предупредил: «Если эмиграция, упаси Господи, продолжится, на Ближнем Востоке больше не останется христиан. Они будут не более чем смутным воспоминанием».

Книга Уэста — это отрезвляющее напоминание о том, что именно западная политика помогла обречь на столь мрачную судьбу христиан Ближнего Востока. И своим молчанием Запад только способствует ее усугублению.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.