Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси (Канон молебный Пресвятой Богородице, песнь 1-я).
Конец лета. У большинства людей завершаются летние хлопоты: сады, огороды, отпуска, заморские поездки, каникулы и прочее. Это у нас, сидящих на краю пустыни, кажется, что у лета и жары нет ни конца, ни края, а в России, дома, все уже приходит к своему естественному пределу. Православные христиане готовятся встретить праздники Преображения Господня и Успения Богородицы. И по давней церковной традиции главная подготовка к великим праздникам проходит в молитве и посте.
Большинство читателей знают, что Успенский пост строгий – практически как Великий. Не вкушают рыбу, кроме Преображения Господня, до Преображения не вкушают плодов нового урожая, с едой в принципе все понятно.
Но пост — это все же, прежде всего, школа божественной любви. И ясное, простое и понятно средство, которое дает Церковь, чтобы противостоять злу. Извне и изнутри. Успенский пост — это еще и труд благодарности, который верующий человек может принести Матери Божией.
Никак нельзя нам забывать Матери Божией, такое пришло время, что без Ее благодатного покрова трудно, почти невозможно противиться злу, лукавству и жестокости мира. И через Ее материнское чувство к нашему Спасителю мы можем получить укрепление наших духовных сил, которых на поверку оказывается исчезающе мало.
Готовясь к проповеди в храме накануне Успенского поста, я вспомнил об одном совершенно замечательном святом человеке. Это схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Для меня образ старца Гавриила Спасо-Елеазаровского с давней поры связан в уме с образом преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая много лет окормлялась старцем.
И через святую Елисавету, ее служение Святой Земле и ее святыням слова старца Гавриила для меня приобрели новое “иерусалимское звучание”. Вот небольшой отрывок из жизнеописания старца, составленного в 1915 году архимандритом Симеоном (Холмогоровым):
Старец с молодых лет стал стремиться к достижению любви благодатной.
«Кто — как, а я взял себе, что полегче», — скромно говаривал Батюшка.
«Кому пост, кому молитва, кому затвор по душе; а я облюбовал себе вот это», — т.е. любовь, — бывало, скажет Батюшка.
Любовь же, по Апостолу, есть — союз совершенства, царица добродетелей. Ибо для этой благодатной любви требуются великое мужество, смирение, беспристрастие, разумение, рассудительность, благодатная чистота, целомудрие, вообще — житие по воле Божьей, из любви же к Богу и безо всякой корыстной цели; любовь ко всем — ради любви к Богу.
Ведь недаром же Апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я ничто, я — медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:1-3).
Эти слова прославленного ныне великого подвижника Русской Церкви, я надеюсь, могут служить иллюстрацией того, что является основным приоритетом в духовной жизни православного человека. А чистота души, целомудрие, восстановление целомудрия в человеке, рассудительность и разумение, о которых говорилось выше, даются Богом за покаяние, смиренную молитву и трезвый пост.
Известно, что в Израиле есть Мертвое море. Точнее – не только в Израиле, половина его принадлежит Иордании. В этом море очень сложно утонуть. Соленость воды такая, что человек не может погрузиться в нее. Так и плавает на поверхности – сидя или лежа на спине. Некоторые отчаянные смельчаки пытаются плавать на животе, хотя это и запрещается спасателями. Можно глотнуть воды и либо отравиться, либо утонуть, не погружаясь практически в воды…
Но есть море, в которое можно погрузиться на бесконечную глубину и никогда не утонуть в нем. Наоборот – приобрести кристальную трезвость понимания Бога и человека, ближнего и дальнего, очиститься от всякого внутреннего ничтожества («ничто – ничтожит» — это же о кознях бесовских сказано).
Это море божественной любви и милосердия. Живое море, пробуждающее тонущего в нем к жизни. Вот вам и пост и молитва, какими они и должны быть. Это ведь не просто селедочный хвост, тайком сгрызенный в постный день…
И нечто практическое к началу Успенского поста. Старец Гавриил оставил своим чадам духовное завещание, короткое, но очень проникновенное. Ценность практических советов старца в том, что в них — весь опыт его духовного делания. Великая любовь ко Господу и безграничное доверие и благоговение к Богородице.
А ведь молитвы, которыми старец советовал молиться не являются какими-то «особыми», как иногда спрашивают у священника – «нет ли какой особой молитвы по тому или иному случаю?» — церковному человеку они известны, он часто их слышит в храме и молится ими сам. Может быть, слишком механично? Или просто без любви?
Скоро, может быть, я умру… Оставляю вам в наследство великое богатство, для всех неоскудеваемое. Его всем хватит, только пусть пользуются и не сомневаются, — будут жить безбедно, кто сумеет его себе присвоить.
1-е) Когда кто почувствует себя грешником и не находит выхода себе, — пусть затворится в келье один, читает Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом, и плачем утешится уврачеванный…
2-е) Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери («Многими содержим напастьми…»), и пройдут для него все напасти бесследно, к стыду нападающих на него.
3-е) Когда нуждается кто во внутреннем душе-освящении, — пусть читает со вниманием 17-ю кафизму: и откроются ему внутренние очи… последует потребность осуществить то, что в ней написано… возникнет потребность чаще очищать свою совесть исповедью и причащаться Св. Таин Тела и Крови Христовых… явится добродетель милосердия к другим, чтобы не зазирать их, а страдать о них и молиться. — Тогда явится и внутренний страх Божий, в котором проявятся для внутреннего ока души те заслуги Спасителя, как Он страдал за нас, любя нас… явится и любовь к Нему благодатная, с силою Св. Духа, Который поставляет нас на все подвиги, научает совершать их и терпеть… В терпении нашем мы увидим и восчувствуем в себе пришествие Царства Божия в силе Его, и воцаримся воедино с Господом и обожимся…
Тогда для нас покажется сей мир совсем не тем, каким он нам теперь рисуется. Впрочем, мы его не станем судить, так как судить его будет Иисус Христос, но мы увидим мирскую ложь и грех в нем. Мы увидим и правду, но — только в Спасителе, и будем ее почерпать только в Нем одном. Ложь! Мы ее видим и не видим… Ложь, это — сей век со всеми его прелестями — скоропреходящими, ибо все минует и не воротится… Правда же Христова пребудет во век века. Аминь. (Схиархимандрит Гавриил)
Попробуйте в наступающий Успенский пост помолиться молебным каноном Богородице с особым внутренним вниманием к словам этого простого, но глубокого как море божественной любви молитвословия, и Матерь Божия всегда будет сохранять вас своим благодатным покровом. Не уставайте благодарить Ее за это.
Читайте также:
Успенский пост: христиане против философов
На исходе лета, или Чему нас учит пост?