Австралийцу Майклу Риндеру 56 лет, 20 из которых он руководил «устрашающей службой безопасности» «Церкви сайентологии». В 2007 году он покинул секту. Свое решение он объяснил тем, что больше не мог мириться с тоталитарными методами руководства организации.
Первое интервью Риндер дал только в январе 2012 года журналисту издания Süddeutsche Zeitung Марку Феликсу Серрао.
В основе признанной во многих странах тоталитарной сектой «Церкви сайентологии» лежит псевдофилософское и псевдорелигиозное учение писателя-фантаста Рона Хаббарда, направленное, по убеждению адептов организции, на улучшение способностей и развитие духовных возможностей и самосознания. «Сайентология» существует в форме крайне сложной структуры, подавляющей и жесточайшим образом контролирующей своих членов. За контроль и наказание членов секты отвечает так называемая «Устрашающая служба безопасности Церкви сайентологии».
Сайентология предусматривает степени посвящения: в частности элитное подразделение „Морская организация“ является одной из высшей ступеней. „Морская организация“ отличается самыми жесткими методами подавления и насилия над личностью, внешне ее члены выделяются военной формой и обращаются друг ко другу „сэр“.
Сайентологи применяют в работе с адептами грубый командный гипноз („одитинг“ — откровенная беседа-исповедь „клиента“ с „саентологическим консультантом“, важную часть которой составляют ответы на стандартизированные вопросы). Немаловажно и то, что одной из задач организации является самое вульгарное выкачивание денег из адептов. В частности, по этой причине «Церковь сайентологии» признана рядом исследователей (религиовед Владислав Завилейский, историк Михаил Кудрявцев и др.) «коммерческим культом».
Деятельность секты неоднократно была признана незаконной в Германии, Греции, США, Франции и других странах.
Членами «Церкви сайентологии» являются многие известные люди: например, Джон Траволта и Том Круз. По некоторым сведениям, сын Траволты умер вследствие запрета руководства Сайентологии обращаться к врачам.
Поводом к интервью стала паника, воцарившаяся в секте после того, как ее активный член, входившая в „Морскую организацию“ Дебби Кук в электронном письме, адресованном тысячам других сайентологов, высказала острую критику в адрес главы секты Дэвида Мискэвиджа из-за якобы расточительного обращения с денежными пожертвованиями. Высказывания в таком тоне до этого себе позволяли только те, кто разорвал отношения с организацией, но не те, кто оставался в ней.
Интервью Майкла Риндера публикуется в сокращении.
SZ: Мистер Риндер, «Церковь сайентологии» переживает кризис?
Майкл Риндер: Ещё какой. Если Вы хотите знать, почему, Вы должны знать, кто такая Дебби Кук. Она написала это критическое письмо, и она входила в «Морскую организацию» сайентологии (прим. ред.: так называется элитное подразделение секты; его члены носят форму, подобную военной, и обращаются к старшим «сэр»).
В отличие от таких, как я, Дебби до последнего была действующим членом церкви. Она была популярна и пользовалась колоссальным уважением. Это значит, что большинство членов, скорее всего, прочитали её письмо. А то, что говорит Дебби, находит отклик у сайентологов: она цитирует правила Л. Рона Хаббарда (прим. ред.: руководителя секты, умершего в 1986 году и до сих пор истово почитаемого её членами). И выясняется, что очень многое из того, что сегодня творит руководство церкви, резко им противоречит.
SZ: По отзывам сайентологии, Дебби Кук представляет единичное мнение, свидетельствующее о «мелочном, невежественном и непросвещённом взгляде на сегодняшний мир».
Риндер: Это беззубый ответ для пиара. Попытка уменьшить нанесённый ущерб, не более того.
SZ: А ущерб большой?
Риндер: Существенный. Это доказывают и реакции, последовавшие в ответ на первое заявление. Сейчас Дебби даже называют вероотступницей. Для Вас это, может быть, звучит странно, но таким образом обращаются в основном к членам организации: Дебби – отступница, не верьте больше ни единому её слову!
SZ: Как Вы думаете, сколько членов организации втайне согласны с критикой, высказываемой Кук?
Риндер: Большинство. Если бы члены общин поговорили бы с Вами откровенно, каждый бы мог рассказать Вам историю про «vulture culture». Дух грифов. Одержимость желанием выжать из людей столько денег, сколько возможно. Этот образ мысли пронизывает всю организацию. И когда Дебби бередит эту рану, любой сайентолог знает, что имеется в виду.
SZ: А почему тогда не появляются тысячи таких протестных писем?
Риндер: Люди боятся, особенно СМИ. Дебби же тоже не планировала, что о её письме узнают.
SZ: Вы знаете, что сейчас с ней будет?
Риндер: Мы не общаемся.
SZ: Но кому, как не Вам, знать, как сайентология обращается с критиками.
Риндер: Это правда. Я даже довольно хорошо себе представляю, что сейчас происходит. Сначала приводится в действие фейсбучная полиция. Она информирует всех членов организации о том, что Дебби больше никогда нельзя быть чьим-то френдом. Затем на неё вешают ярлык «подавляющая личность» – запрет на любые контакты. А потом будет заметно всё больше попыток выставить её лгуньей. Человеком, не имеющем ни малейшего понятия о том, что происходит. Разочарованным бывшим членом организации, пытающимся свести старые счёты. Такова стандартная процедура.
SZ: И это действует?
Риндер: Не так, как раньше. Очень многие сотрудники «Сайентологии» живут в полной изоляции. Они не читают газет, полностью закрываются от всей возможной критики. Что меняется, так это отношение обычных членов общины, а через них критика доходит и до сотрудников. На каждого члена общины, задающего вопросы, им нужен кто-то, кто бы его обработал. Каждый, кто это делает, сталкивается с критикой, а если это повторяется, он сам в какой-то момент начинает задавать вопросы. Вот в чём преимущество критики Дебби Кук. В краткосрочной перспективе она даст только отклик в СМИ. Но в долгосрочной перспективе последствия колоссальны. Сомнение посеяно. Оно принесёт плоды.
SZ: Поговорим о Дэвиде Мискэвидже, главе сайентологии и ближайшем приятеле Тома Круза. Мы видим начало конца его владычества?
Риндер: Нет, это уже позади. То, что происходит сейчас, ускорит его падение. Его власть зависит от того, что люди его слушают. Что они верят, что он приведёт сайентологию в Землю обетованную. Если этот имидж пошатнётся, пошатнётся вся структура церкви. Она же полностью подстроена под него. Никто не может ничего сделать или решить без согласия Мискэвиджа.
SZ: Он диктатор?
Rinder: Абсолютный.
SZ: Насколько хорошо Вы его знаете?
Риндер: О, я знаю Дэвида Мискэвиджа. Мы очень долго и очень плотно сотрудничали.
SZ: Что это за человек, какие у него плохие и хорошие стороны?
Риндер: Плохих однозначно больше. А хорошие… Он очень быстро учится, он очень умён. Практически нет таких вещей, которых он не мог бы объять своим умом. Но он использует свой ум для манипуляций. Он невообразимо тщеславен и очень злопамятен. Если поставить под сомнение что-то из того, что он говорит, он тебя проучит. Он никогда не оставляет своё окружение в покое. Его наказания часто произвольны. Никогда не знаешь, когда придётся чистить унитаз или получить от него оплеуху.
SZ: Он Вас бил?
Риндер: Раз пятьдесят. Он меня бил. Он меня заставлял чистить унитазы. Мне приходилось спать на голом полу. Меня сажали в тюрьму. Вот так.
SZ: Вы сопротивлялись?
Риндер: Я только закрывал лицо руками. Я же был не единственный. Есть много свидетельств о его нападках.
SZ: Говорят, что Вы тоже распускали руки.
Риндер: Да. Дэвид Мискэвидж говорил мне и другим: «Сейчас пойдёшь к такому-то и побьёшь его. А если ты это не сделаешь, то это сделаю я, а потом и тебе попадёт».
SZ: Говорят также, что у Мискэвиджа есть собака, которая одета в форму и которой сотрудники должны отдавать честь?
Ридер: Правильно. Форма синяя, а спереди – золотые полоски.
SZ: Сайентология отрицает то, что Вы говорите. Ваша собственная жена в эфире CNN назвала Вас лжецом.
Риндер: Такие люди, как моя жена, из страха скажут всё. Они идут, как миленькие, как роботы, и говорят то, что продиктовал Дэвид Мискэвидж. В передаче CNN было несколько жён людей, расставшихся с сайентологией. Две из них даже использовали абсолютно одинаковые формулировки.
SZ: Ваша жена говорит, что Вы ненавидите детей, Ваша дочь называет Вас двоеженцем. Вас это сильно задевает?
Риндер: Разумеется, это причиняет мне боль. Но я должен защитить себя. Я же знаю, почему они это делают. Они думают, что у них нет выбора. Подумать только, они даже приехали к моей 86-летней матери в дом престарелых и уговорили её писать мне злые письма [Майкл Риндер родился в семье сайентологов — прим.ред.]. Но я-то знаю, кто я. Я знаю, как я живу. Теперь у меня пятилетний пасынок, которого я ужасно люблю. Мы очень хорошо друг с другом ладим. Если я действительно такое чудовище, то почему тогда Кэти тридцать лет была за мной замужем? Знаете, я просто уже не читаю всю ту грязь, которой они меня поливают.
SZ: Есть ли, по-Вашему, шанс, что Вы с семьёй когда-нибудь помиритесь?
Риндер: Только если они проснутся. Только если поймут, что им промыли мозги.
SZ: Если рассматривать весь Ваш опыт, кем Вы себя видите: преступником или жертвой?
Риндер: Я не жертва. Я просто пожинаю часть того, что сам посеял. Поэтому я хочу приложить усилие к тому, чтобы закончить злоупотребление этой организацией.
SZ: В немногих странах мира к «Церкви Сайентологии» относятся так критически, как в Германии. Её рассматривают как опасный культ, приводящий людей к финансовому краху, не знающий свободы мнений и бесцеремонно нападающий на критиков и отступников. Короче, как угрозу. Вы понимаете эту критику?
Риндер: Естественно. Однако я выступаю за дифференцированный подход. Проблему представляют собой организация и её руководители, а не её рядовые члены. Им должно быть разрешено думать что угодно и верить во что угодно без того, чтобы на них ставилось клеймо. Ведь во многих случаях это те же люди, которых церковь использует, вытягивая из их кармана деньги и контролируя их с помощью угрозы разрыва связей.
SZ: Последним правоохранительные органы тоже интересуются.
Риндер: И это правильно.
Пока сложно говорить, насколько достоверны прогнозы Майкла Риндера, но одно очевидно: в секте назрели серьезные проблемы. Ее руководству перестают доверять сами члены организации. Раньше такие случаи были единичными: тридцать лет назад секту покинул Джеральд Армстронг — бывший личный секретарь Хаббарда, о чем он подробно рассказывал на встречах в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, последняя из которых состоялась в мае 2011 года. Сейчас же, согласно свидетельству Майкла Риндера, вопросы к существующим в секте методам возникают у многих рядовых членов.
«Сайентология» имеет все шансы перестать быть тоталитарным культом и, будучи по своей природе таковым, постепенно распасться на более мелкие организации, чтобы в конечном итоге исчезнуть.
Перевод интервью с немецкого М.Юдсон специально для портала «Правмир».
Читайте также:
Правда Джерри Армстронга о сайентологии (+ Аудио выступления) Александр Филиппов Джерри Армстронг, бывший личный секретарь Рона Хаббарда, основателя «Церкви сайентологии», выступил 18 мая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. |