Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»Подобные документы претендуют на то, что отражать соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» преподавателя Московской духовной семинарии священника Феодора Людоговского.

Священник Феодор Людоговский

Священник Феодор Людоговский

По вполне понятным причинам проект о подготовке к причащению  затмил остальные документы, разработанные Межсоборным присутствием и представленные на общецерковное обсуждение. Тем не менее, следует обратить внимание и на остальные четыре проекта. Разумеется, было бы предпочтительно, чтобы свои отзывы представили специалисты по соответствующей проблематике. Хочется надеяться, что так и будет. И всё же, не будучи специалистом в деле профилактики алкоголизма, позволю себе сделать несколько замечаний касательно опубликованного проекта.

1. Напомню, перед нами текст, написанный членами Церкви для клириков и мирян – т. е. христианами для христиан. Те и другие – авторы и читатели – ежедневно обращаются в молитве к Небесному Отцу. Трудно поверить, но среди многочисленных и, вероятно, действенных мер, призванных утвердить трезвость и воспрепятствовать развитию алкоголизма, в проекте не нашлось места молитве. Вероятно, это досадное недоразумение, которое нетрудно исправить. Во-первых, можно порекомендовать служить на приходах регулярные (раз в месяц или раз в неделю) молебны о/для страждущих недугом пьянства. Во-вторых, было бы разумно (пусть не во всех храмах и не на каждой службе) включать в сугубую ектенью на литургии прошения об исцелении зависимых от алкоголя православных христиан. В-третьих, члены групп взаимопомощи, о которых говорится в проекте, могли бы келейно молиться друг за друга (например, читать по главе в день из Евангелия, сопровождая чтение Писания молитвой об уврачевании своей страсти). Наконец (хотя об этом следовало бы сказать в первых строках), крайне важным является участие страждующих христиан в таинстве Евхаристии.

2. Где молитва, там и пост. И наоборот. В проекте ничего не сказано и о посте. Это тем более странно, что мы постоянно слышим о необходимости воздержания, о следовании вековым традициям и прочие совершенно правильные слова. Но как раз именно здесь следовало бы упомянуть о посте как о действенном средстве против многих страстей. Думается, для мирян смысл поста не в последнюю очередь заключается в том, чтобы укреплять свою волю, приучаться к самодисциплине. Если сегодня ты можешь удержаться от котлет на обед – не потому, что это будто бы греховно само по себе, но потому, что сегодня мясной пищи есть не положено, – то завтра ты сможешь удержать себя от действительно греховных поступков. В том числе – от чрезмерного употребления алкоголя. Или – вообще от употребления алкоголя, если вовсе не пить легче, чем пить немного.

3. Проект неявным образом подразумевает, что алкоголизм – проблема, свойственная исключительно мирянам. Между тем, пьянство – давний и по сию пору распространённый порок русского духовенства. Помимо достаточно очевидных причин, не являющихся специфическими для священнослужителей (стрессы, для снятия которых используется спиртное, уныние, апатия и др.), имеются обстоятельства, в которые многие священники поставлены не по своей воле. Как известно, настоятели храмов, экономы монастырей вынуждены добывать средства на строительство (ремонт, восстановление) храма или монастыря, используя личные контакты. Установление и поддержание этих контактов практически неизбежно сопровождается застольями. Результат – хронический алкоголизм, который в данном случае может рассматриваться как своего рода профессиональное заболевание, что, однако, никоим образом не облегчает проблем, этим заболеванием вызванных, – как для самого священника, так и для его семьи и его паствы. Конечно, это сверхзадача, однако необходимо вернуть пресвитеру возможность беспрепятственного совершения его главного дела – возглавлять евхаристическое собрание и проповедовать Благую Весть. Священник не должен превращаться в прораба, его время, силы и здоровье не должны расходоваться на постоянный поиск спонсоров.

4. Необходима разъяснительная работа об отношении Церкви к вину и другим видам алкогольных напитков (сведения об этом отношении могут быть почерпнуты из Священного Писания, из святоотеческих творений, канонов, церковного устава и др. – некоторые ссылки приведены в проекте). В наши дни можно наблюдать по меньшей мере две разновидности искажённого отношения к употреблению спиртного. С одной стороны, многие миряне убеждены, что вино – это скоромный продукт, и всячески ограничивают его употребление. Между тем, согласно уставу, употребление вина разрешается всякий раз, когда служится полная литургия. С другой стороны, более осведомленные прихожане (равно и священники) позволяют себе в дни, разрешённые уставом, питьё не только и не столько вина, сколько существенно более крепких напитков. Излишне говорить, сколько бед приносит подобное злоупотребление.

5. В связи с этим представляется целесообразным говорить отдельно о виноградном некреплёном вине, которое, согласно уставу, должно использоваться для литургии и которое упоминается в Св. Писании, и отдельно – о прочих видах алкогольных напитков (водке, пиве и др.). В то время как употребление вина в умеренных количествах для большинства людей не только не приносит вреда, но в определенных ситуациях может использоваться как лекарственное средство, к иным видам алкоголя (особенно крепким) следует относиться с гораздо большей осторожностью. Впрочем, здесь определяющим должно быть мнение специалистов – наркологов, психологов, диетологов.

6. Отдельную проблему составляет злоупотребление алкоголя водителями. Необходимо донести до мирян (равно как и священнослужителей) мысль о том, что управление автомобилем в нетрезвом виде не только является грубейшим нарушением правил дорожного движения, но и является грехом, поскольку создает потенциальную угрозу здоровью и жизни как самого водителя, так и его пассажиров и других участников дорожного движения (в том числе пешеходов).

7. Отношение к алкоголю закладывается в семье. Нередко подростки воспринимают употребление алкоголя как запретный плод, к которому надо стремиться в обход запретов со стороны скучных и отсталых взрослых. Возможно, этот тезис многим покажется сомнительным, однако мне кажется, что здравое отношение к вину могло бы проявиться в том, что родители позволяли бы подросткам в домашней обстановке, на семейных торжествах употреблять в небольших количествах вино – это могло бы послужить прививкой от бесконтрольного питья крепких и нередко низкокачественных напитков в уличных компаниях.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.