Школьникам необходимо изучать дисциплину под названием «Смысл жизни», считает первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов. Свое предложение он озвучил, читая лекцию «Церковь в современном мире: мифы и реальность» в Северном государственном медицинском университете в Архангельске.
Что должны доносить до детей учителя на таких уроках и на какие примеры опираться — протоиерей Димитрий Смирнов разъяснил корреспонденту «Правмира».
— Отец Димитрий, говоря о том, что в школах нужно ввести «Смысл жизни» вы имели в виду конкретный предмет?
— Да, который можно так и назвать — «Смысл жизни». Название – очень понятное и ёмкое.
— О чем на нем должны рассказывать учителя?
— У нас народ сформировался в традиции христианской, поэтому у жизни должен быть христианский смысл, христианская направленность. Вот об этом и должны говорить учителя.
— Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» – разве не об этом же?
— Это другое. Там – просто даются какие-то ознакомительные понятия. Я же имею в виду разговор на уроках именно о глубоком, основополагающем, что есть добро и зло. О том, что в жизни есть смысл. Только его сегодня не видят. То, как и на что современные люди ориентированы – обычно приводит к краху их жизни. Происходит подмена: вместо истинного, люди начинают стремиться к ложным смыслам, а точнее – бессмыслицам, которые могут привести только в тупик безысходности и к печальному финалу.
Примеров – предостаточно: Борис Абрамович Березовский, Людмила Георгиевна Зыкина, Владимир Семенович Высоцкий… Смотрите, ведь речь об умных, часто душевно тонких людях. Тех, которых общество считает значимыми, даже – великими. Но отсутствие у них смысла жизни приводит к таким трагическим результатам. Да даже Александр Сергеевич Пушкин! Ведь и его нельзя назвать образцом для подражания, человеком, который нашел смысл жизни. Он участвовал, кажется, в девяти дуэлях. Это очень показательный и грустный факт. И как все печально закончилось: двести лет прошло, а мы все не можем пережить трагедию его безвременного ухода.
Я уже не говорю про Николая Алексеевича Некрасова или Ивана Сергеевича Тургенева. Их жизненный путь никак не может быть путеводительным для детей.
Или посмотрите на жизнь Людмилы Зыкиной. Она, например, спокойно заявляла, что четыре раза была замужем, и со всеми мужьями у нее хорошие отношения и после разводов. Разве может быть такой смысл жизни? Когда она умерла, ее бриллианты тут же явились предметом алчности совершенно посторонних людей…
Я говорю об известных людях потому, что их имена на слуху, более того, они нередко начинают восприниматься как некие примеры для подражания. А сколько таких трагических историй среди тех, кого принято называть «обычными людьми»?!
Детей нужно ориентировать на то, что есть смыслы великие, высокие, небесные.
— Когда вы говорите, что россиянам не хватает смысла жизни, вы опираетесь на статистику, на личные наблюдения?
— На все вместе, в совокупности оценивая современные реалии. Я вижу, в том числе, на что родители ориентируют своих детей, уводя их от смыслов к тем самым бессмыслицам. Дети, которым не дали правильный вектор, соответственно, вырастают несчастными, они начинают гнаться за пустым, вредным. В итоге – или самоубийство, или другой, не менее печальный конец.
— А как же учить смыслу жизни в школе? Не скажешь же: «Дети, а сейчас поговорим с вами о смысле жизни»…
— Вот именно так и надо. А подробную программу должно разрабатывать Министерство образования, если, конечно, у чиновников, там служащих, у самих есть смысл жизни… Наверное можно и в Педакадемию обратиться.
— А в чем он, смысл жизни?
— У каждого действия есть смысл. Вот я чищу картошку, и в этом есть смысл, поскольку я из картошки собираюсь приготовить себе ужин. А жизнь – это есть совокупность всех действий человека. И у них тоже должен быть и модуль, и вектор. Главная цель человека – идти к Богу через ближнего…
Беседовала Оксана Головко