Великий пост. Фильм 1 канала
Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так?
К Великому посту 1 канал выпустил новый фильм цикла о православии. Предыдущий — Рождество — был показан в Сочельник 2011 года.
Фильм расскажет об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать – в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет – каждый из нас принимает решение сам.
В фильме принимают участие:
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма св. Троицы в Хохлах, Протоиерей Максим Козлов, настоятель Храма святой мученицы Татианы, Иеромонах Димитрий Першин, Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела МП РПЦ, Елизавета Глинка, врач паллиативной медицины, руководитель фонда «Справедливая помощь», Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия), Люк Ферри, философ (Франция), Илья Демичев, кинорежиссер, Николай Шабуров, историк.
Год выпуска: 2011, Страна: Россия, Производство: Телекомпания «Мастерская» , 2011, Автор сценария: Марина Бандиленко, Режиссеры-постановщики: Дмитрий Зинченков, Марина Дайновец, Максим Малинин, Продюсер: Саида Медведева, Продюсеры Первого канала: Светлана Колосова, Олег Вольнов
Улица. Автобус. Дом. Работа. Жизнь коротка, порой бессмысленна, часто несправедлива. Разочарования, болезни, страхи, не оплаченные по счетам долги. Как жить? Ради чего? Что делать? Вечные вопросы.
День за днем до упора забиты обычными делами. Мы общаемся, пропускаем через себя мегабайты информации – все как всегда, все нормально. Но постепенно мир начинает давить изнутри, мешать, разрушать, беспокоить. Чтобы легче было разобраться с тем, что с нами происходит, существует особое время. В греческой церкви его называют «кайрос» — время удачи, решений, возможностей. Это Великий пост, самый продолжительный в православной традиции – целых шесть весенних недель, когда нужно во многом себя ограничивать. Всего шесть недель, когда можно все изменить к лучшему.
Мы знаем, что пост предполагает отказ от пищи животного происхождения, в первую очередь от мяса. Давно замечено: ограничение количества калорий благотворно сказывается на состоянии организма в целом – уходят шлаки, токсины и лишний вес, повышается мозговая активность. Но почему-то так происходит не у всех. Многие из нас, отказавшись на время поста от мяса, яиц и молочных продуктов, ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае мы теряем пару килограммов, и все. Что мы делаем не так?
«Целью не может быть похудение, — подчеркивает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. — Тогда назовем это «диета». Диета в соответствии с традиционным укладом жизни наших предков, предполагающая отказ от мясомолочной пищи. Хорошо, назовите даже «Великопостная диета». Но диета, это не пост».
Согласно христианской традиции в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель и смысл которого – избавиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного, обрести независимость, стать сильным, счастливым и по-настоящему свободным. «Для верующего человека самая главная свобода – это свобода от греха. Самая страшная зависимость – это зависимость от греха для нас», — подчеркивает журналист, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда.
Но при чем тут мы? Мы же совершенно нормальные люди – не убиваем, не грабим, не отбираем квартиры у сирот. Ну прошли мимо, где-то соврали, воспользовались чьей-то слабостью, кому-то бросили обидные слова, без задней мысли, так, на ходу. Договорились со своей совестью. Многие так делают, и вроде бы ничего. Но, как напоминает игумен Ианнуарий (Недачин), благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, «есть такое выражение: все равно от чего утонуть человеку – от большого камня, привязанного на шее, или от мешка с песчинками. А ведь мелкое в размере мешка тоже тянет ко дну».
Первый век от Рождества Христова, Иудея. На берегу Иордана у переправы появляется пророк по имени Иоанн, совершает над иудеями обряд омовения, как над язычниками, говорит, что приблизилось Царствие Небесное, Сын Божий, Спаситель, которого так долго ждали, уже пришел в мир – со дня на день будет Его явление народу. И пока не поздно, надо успеть покаяться, очиститься от грехов. Тех, кто кается, пророк Иоанн крестит в воде Иордана.
Галилейский рыбак Андрей, сын Ионин, пришел сюда посмотреть на пророка и, забыв про семью, про свою лодку и рыбу, остался помогать крестителю. С ним остался и соседский парнишка, сбежавший из дома, Иоанн, сын Заведеев, чтобы тоже быть здесь помощником.
Согласно церковной традиции в таинстве крещения человек символически умирает и рождается заново, безгрешным. Таинство крещения в нашей жизни бывает только один раз. Но каждый год 19 января православная церковь отмечает праздник Крещения Господня, происходит чин освящения воды. В этот день перед храмами выстраиваются огромные очереди за освященной водой. И мы можем быть совершенно не религиозными людьми, можем бесконечно спорить, меняется ли структура воды, остаются ли в ней бактерии, но все равно стремимся получить в этот день свою порцию. Всем хочется верить, что застоявшуюся привычную жизнь можно вымыть, очистить и обновить. Ведь время идет, и снова накапливаются незаконченные дела, неотвеченные звонки, пустые слова, ненужные мысли и поступки.
В православной церкви подготовка к Великому посту начинается заранее. За три недели до поста в храмах меняется богослужение, за семь дней до поста уже не едят мясо, но пока едят все остальное, например, блины с всевозможными начинками. В народной традиции эта неделя издавна называется масленичной. Последний день перед постом – Прощеное воскресенье. Мы просим друг у друга: «Прости меня за все». — «Бог простит, и я прощаю». В православных храмах совершается особый чин прощения. Священники, становясь на колени, просят прощения у всех прихожан. А начинается этот день с исповеди.
«Исповедь – это вопль человека к Богу: «Господи, не отождествляй меня с моим вчерашним поступком!» — говорит Владимир Легойда. — И Бог может сказать: «Я тебя прощаю. Нету этого поступка. Он у тебя, конечно, шрамом останется, но я тебе его не записываю никуда».
Неужели так просто? Но зачем тогда идти в церковь, выворачивать себя наизнанку перед посторонним человеком? Я ведь и так все понял, мне даже стало немного легче. Но, как замечает протоиерей Максим Козлов, «одно дело – сказать перед самим собой, и совсем другое – сказать при другом человеке, который, кстати, может быть еще и судьей твоим грехам, который может тебе определить некую меру покаянного наказания, покаянной дисциплины в зависимости от того, что ты сделал».
А что я такого сделал? Ну накричал на ребенка, задним числом исправил цифру в отчете. И каяться я совершенно не боюсь, просто не хочу. «Потому что это означает, что потребуется изменение жизни, — поясняет Максим Козлов. — Я приношу твердое намерение бороться за то, чтобы к этому греху не возвращаться. И, конечно, не хочется – хочется потянуть».
Великий пост начинается вечером Прощеного воскресенья. В храмах священники надевают черные облачения, гасятся все огни – остаются зажженными только свечи и лампады. Впереди шесть недель напряженной духовной работы. Церковный устав предписывает на все время поста полный отказ от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам, средам и пятницам – сухоедение, сырая пища без масла. По вторникам и четвергам – горячее с растительным маслом. Чтобы поддержать физические силы, в постный рацион обязательно включаются высокоэнергетические продукты – крупы, орехи, сухофрукты и мед. По субботам и воскресеньям разрешается немного красного вина. Есть полагается один или два раза в сутки. Это устав монастырский. Особого устава для мирян не существует.
Для тех, кто занят тяжелым физическим трудом, для путешествующих, а также для больных и ослабленных физически допускается смягчение телесного поста. Нельзя полностью исключать из рациона животную пищу беременным, кормящим матерям и маленьким детям до семилетнего возраста. И церковные правила это учитывают. Как отмечает Максим Козлов, «кисломолочный творожок, взятый из детской кухни и доеденный за собственным ребенком мамой, окажется куда меньшим нарушением поста, если вовсе нарушением, в сравнении с черной икрой, которая формально подпадает в иных случаях под категорию постного продукта».
В определенные дни для поддержания сил устав разрешает употребление икры и морепродуктов. Значит, если следовать букве устава, в эти дни можно есть, например, мясо лобстера, краба, лангуста или осьминога, устриц, улиток и прочие изысканные дорогие деликатесы, не говоря уже про артишоки, спаржу, вяленые на солнце помидорчики и многое другое. То есть постное меню можно превратить в каждодневную роскошную трапезу, если средства позволяют. Но являются ли эти продукты постными не по букве, а по смыслу?
Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил, что разницу между постной и непостной пищей определить очень просто. Постная пища должна быть на порядок дешевле, чтобы сэкономленные деньги можно было отдать тем, кто нуждается.
Отношение к посту как к аскезе, то есть самоограничению, существовало с древнейших времен у всех народов и во всех религиях. «Понятно, что это некоторое самоограничение, конечно, не только калориями измеряется, — отмечает иеромонах Димитрий (Першин), миссионер. — Откажись от самого дорогого – увлечений, развлечений. Если ты раб телевизора, перестань смотреть телевизор. Если ты раб компьютерных игр, ограничь себя в них. Если ты не можешь заснуть без того, чтобы не просидеть три часа, скажем, в интернете, общаясь со всем миром, но при этом забыв о работе, о делах своих, остановись – выйди из аськи, выйди из социальной сети».
Но каждый из нас принимает решение сам. Жестких и универсальных инструкций к Великому посту нет. И Великий пост не единственный в православной традиции. Есть еще Рождественский, Петровский и Успенский. Кроме того, постными днями считаются среда и пятница. Всего в году установлено около 200 постных дней. Но в отличие от всех остальных постов шестинедельный, то есть сорокадневный, Великий пост не разрабатывался веками, не был установлен традицией или придуман отцами церкви. Он вообще не был придуман. Согласно Евангелию, первым через этот опыт сразу после крещения в водах Иордана прошел сам Господь.
«Христос новый смысл влагает в пост как в подвиг борьбы с самим собой, как в подвиг отрешения от этого мира, как в подвиг понимания того, что для тебя главное, что стоит на втором плане. Но он это делает за нас как человек, чтобы открыть для нас этот путь. И на этом пути сразу встречает то, в чем человек будет искушен», — говорит протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах.
«Если ты голоден, — говорит сатана Иисусу, — скажи, чтобы эти камни сделались хлебами». Иисус отвечает искусителю: «Сказано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Но сатана не унимается: «Если ты Сын Божий, тебе ничего не будет, если бросишься вниз с огромной высоты. Появятся ангелы и подхватят тебя – ты ведь все можешь. Докажи». Иисус отвечает дьяволу: «Написано: не искушай Господа Бога твоего».
И вот сатана показывает Иисусу все царства мира – дворцы, легионы, торговые караваны, толпы людей: «Тебе дам власть над всем этим. Миллионы людей подчинятся тебе сразу и безоговорочно, если ты поклонишься мне». Иисус отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана. Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи». И после этого сатане уже ничего не остается делать, как уйти прочь. Но в Евангелии говорится: «Дьявол отступил от Него до времени». Окончательная победа Христа над сатаной свершится на Голгофском холме. А пока, пройдя через все испытания сорокадневного поста, Христос выходит в мир.
Отказаться от мяса и молока гораздо легче, чем подавить раздражение, заставить себя не злиться, не гордиться. И уж совсем невероятно трудно представить себе, что ты можешь разом победить все зло. Поэтому во время Великого поста каждый день и дома, и в храмах читается особая покаянная молитва. Мы просим избавить нас от гнева, уныния, праздности, мы просим научить нас терпеть и не превозноситься над другими, просим научить нас не осуждать других, а видеть свои недостатки, чтобы исправить их.
Первый век от Рождества Христова. Галилея, Капернаум. Галилейский рыбак Андрей, сын Ионин вернулся с лова. Все как всегда – тяжелая лодка, знакомые камни. Хорошо хоть есть кому помочь. С тех пор как они вернулись с Иордана, Иоанн Заведеев не захотел идти домой – остался жить у него. Хороший помощник. Все хорошо — сети крепкие, рыба идет. Только все не в радость. Там, на Иордане, показалось: небо так близко, что можно прикоснуться рукой. Прикоснулись. Только увидели Спасителя, и он исчез куда-то. А когда Спаситель вернулся, они пошли с ним. Андрей и Иоанн шли по дороге рядом с учителем. Не было уже ни лодки, ни рыбы, и рыбаков уже не было. Они стали апостолами. Андрей Первозванный принесет благую весть в Малую Азию, Причерноморье, в славянские земли по Дунаю и Днепру. Иоанн Богослов станет автором Евангелия от Иоанна и Книги откровения, или Апокалипсиса.
«Входя в пост, мы делаем много удивительных открытий для себя, начиная этот путь», — говорит иеромонах Димитрий (Першин). И мы понимаем, что без потерь на этом пути не обойдется. Придется отказаться от многого, к чему мы привыкли, выскочить за пределы повседневности и даже здравого смысла. И этот наш порыв, скорее всего, не поймут. Возможно, осмеют, как минимум, не оценят.
Евангелие от Луки рассказывает о человеке по имени Закхей. Он был начальником всех мытарей в городе Иерихоне, главным по налогам и таможне, жил обманом и воровством. И вот он узнает, что сегодня в их город придет знаменитый учитель Иисус из Назарета. Закхею очень хочется увидеть его. Главный мытарь прекрасно понимает: если его заметят без охраны в толпе, это будет публичный позор в лучшем случае. Ну и пусть, сейчас Закхея это волнует меньше всего. Три года про Иисуса ходят невероятные слухи. Он исцеляет больных, поднимает мертвых и любит самых отпетых грешников и даже мытарей, даже таких, как он, даже его. Вот бы посмотреть на этого Иисуса хотя бы одним глазком, но спины мешают – не протолкнуться. Закхей замечает дерево и не задумываясь взбирается на него. Он совершенно забывает про себя, ему нет дела ни до своего богатства, ни до своего убожества, ему важно только одно: увидеть Христа. И Иисус говорит ему: «Сегодня пришло спасение дому сему, ибо Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее».
Когда снег еще не сошел и до теплых дней далеко, старое вот-вот растает, а новое пока не расцвело. Каждый из нас проживает это особое время по-своему. Но алгоритм поста всегда неизменен и, как всякий алгоритм, очень прост: увидеть, понять, принять, покаяться, исправить. И поэтому верующие люди поздравляют друг друга с началом Великого поста. Не голодовки, не дисциплинарные меры, не старые традиции, а время освобождения от всего лишнего, мертвого, пустого, от всего, что мешает нам жить полной жизнью.
«Смысл поста – это перемена человеческой личности от плохого состояния к лучшему состоянию. Другой природы поста и другого целеполагания не существует, — подчеркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Все остальное, будь то ограничения в пище, питье, в развлечениях, молитвы, поклоны, многое другое, что сопровождает пост, — это средства, необходимые для того, чтобы достичь этой перемены. Люди, которые проходят через это состояние, никогда не смогут отказаться от опыта поста. Настолько это важно для человека, для его духовной жизни. Открывается действительно глубина бытия человеческого и сила Божьего присутствия в нашей жизни. В этом смысле вера вооружает человека очень большой силой».