Когда наступает Великий Четверток, надо забыть про всё, оставить житейские попечения и найти возможность прийти в храм. Сегодня мы все на Тайной Вечере. Христос умывает ноги Своим ученикам, а значит и каждому из нас. Мы сидим вместе с Ним за пасхальной трапезой, и он преподает нам Свои Пречистые Тело и Кровь в Таинстве Благодарения, в Таинстве Евхаристии. Мы слышим Его проникновенные слова о Новом Завете, который нынче заключает Бог с человечеством, Завете, где главное условие – научиться любить друг друга, увидеть в людях не ворох проблем, но возлюбленных сыновей и дочерей Божиих.
Мы провожаем Христа на Масличную гору, стоим у камня Его моления о Чаше, смотрим, как тишину палестинской ночи разрезает вязкий шум крадущегося предателя вместе с солдатами, чтобы арестовать Иисуса. Суд, бичевание, бессилие и страх Пилата перед беснующейся толпой, крестный путь, распятие…
Всё это мы проживаем вместе с евангелистами, вслушиваясь, вчувствываясь в строки 12 страстных Евангелий. Но какой бы долгой ни была служба Страстей Господних, она заканчивается, и по старой традиции мы берем огонек от свечи, с которой мы стояли, и несем его домой, чтобы зажечь лампады у святых икон.
Кому-то этот обычай не очень нравится, в нем видится нечто едва ли не языческое. А мне кажется, если спокойно относиться к этому обряду, в нем ничего дурного нет. Конечно, любое доброе дело можно извратить, если пытаться приписывать этому четвертковому огню особые магические свойства, силу отгонять демонов и привлекать светлых духов. Но какая это ерунда по сравнению с тем, что сегодня происходило в наших храмах. Наш Бог висит беспомощный на кресте, ибо Он сам захотел именно так умереть, чтобы вырвать нас из плена греха и смерти. О какой «магической» силе огня можно говорить?
Но как прекрасно видеть, когда из храмов, прорезывая ночную темень, растекаются ручейками эти маленькие огоньки, словно светлячки из другого мира. Они на время исчезают в маршрутках и автобусах, чтобы снова выпорхнуть там, где мир так и продолжает свой беспокойный бег, не зная, что сегодня Бог умирает ради каждого из них.
Едешь в маршрутке, и так интересно наблюдать за реакцией окружающих. Вот молодой человек, похоже, вполне успешный, безразлично и подчеркнуто отчужденно отворачивается в окошко. А вот мальчик лет пяти смотрит во все глаза и шепотом спрашивает накрашенную мамашу: «Мам, а чего это дядя с огоньком едет?» Она не знает, что ответить, и нервно дергает его за руку, словно он сделал что-то неприличное. Напротив сидит юноша и улыбается во весь белозубый рот – то ли за дурачка меня принимает, то ли сам верующий, но глаза не злобные, светлые, без ехидства. А может, просто что-то нашло или коснулось. Остальные не выражают никаких особых чувств, но и не возмущаются, что вопреки требованиям пожарной безопасности в общественном транспорте едет открытый огонек.
Смотришь в окно, а там в каждом автобусе нет-нет, да и мелькнет светлячок четверткового огонька. Едет в сотый или в тысячный раз автобус по маршруту туда-сюда, а атмосфера в нем какая-то другая, особенная. Это передается окружающим, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности и вообще знакомства с православным календарем. Одним словом, Пасха грядет. И этот маленький огонечек, словно внезапно вынырнувший из мрака ночи маяк, зовет к себе. Хорошо бы этот огонек, загоревшийся у подножия Креста Господня, огонек любви к ТАКОМУ Богу, суметь пронести не затухшим до следующего поста, до новой встречи в храме с распятым и воскресшим Господом.
Авторская передача Инны Орловой «Мелиса пчела», подготовленная для радио «Вера», представлена миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и митрополией Лимассола при поддержке благотворительного фонда «Ориентир».