Татьяна Александрова: Не верю, что Богу угодна фигура «грушей»!
Я посты начала соблюдать очень давно, всего имею опыт в 30 лет. Долгое время старалась придерживаться устава. «Рыбу можно – рыбу нельзя», «в первую неделю Четыредесятницы до среды вообще не есть», «масло разрешается только по субботам и воскресеньям» и т.п. Мне это не трудно. И даже Великий пост с маслом по выходным.
Но где-то после тридцати пяти такая жизнь стала давать прибавку в весе примерно килограмм в год (бывали колебания, но тенденция неуклонная). А теперь посчитайте за пятнадцать лет (плюс некоторые гормональные нестроения).
В 47 лет я начала заниматься фитнесом. И тренеры объяснили, что мне нельзя углеводную пищу во второй половине дня. И есть надо часто, чтобы обмен не останавливался. Попробовала. Действительно, так оно и есть. Вне поста все получается легко. А в пост есть определенные сложности. Потому что, придя после четырех пар преподавания, благочестиво ограничиться капустным листом невозможно.
В общем, стала я над этим всем думать и пришла к неутешительным выводам. Посты хороши только для людей с быстрым обменом веществ. Для людей с медленным обменом они вредны. Отсюда и распространенная в православии фигура грушей, в том числе у священников, которых постоянно винят в обжорстве и чревоугодии, и напрасно. Просто обмен не у всех хорош и перерывы между приемами пищи большие.
С одной стороны, можно сказать: да подумаешь, какая фигура, мы же в Царство небесное стремимся, по сравнению с ним это мелочи!
Оно, конечно, так. Однако прежде чем попасть в Царство, надо достойно дожить эту жизнь и по возможности никому не стать обузой.
Поэтому я для себя рацион строю так, как считаю нужным. Если я считаю, что мне нужно есть рыбу в среду и пятницу, я буду ее есть и даже не стану спрашивать священника. У него нет медицинского образования, чтобы ставить мне запреты. Если я не могу зеленый чай без молока, я буду пить его с молоком даже в пост. Хотя могу пить черный без молока или с сахаром, и тот же зеленый – с медом.
И даже каяться в этом я не буду, потому что у меня есть грехи и пострашнее. Может, когда-нибудь покаюсь, если осознаю это как грех.
Лично у меня никаких проблем нет. Для себя я со всем разберусь.
Идею поста я люблю и от нее не откажусь. И Великий пост буду стараться проводить поближе к уставу.
Но вот задуматься о приходском уставе поста на уровне священноначалия, я считаю, необходимо. Чтобы не надумывать людям лишние грехи. Не верю, что Богу так уж угодна эта пресловутая фигура грушей. Надо как-то сообразовать устав с возможностями и потребностями.
***
Протоиерей Александр Ильяшенко: В чем заключается главная цель поста?
У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой длинный язык? Как говорят Святые отцы, «Постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».
Постные правила написаны тем, у кого нет явных проблем со здоровьем. Пост способствует более глубокой и более чистой молитве.
Если у человека нет возможности, по состоянию здоровья и обмена веществ, строго поститься, ему важно помнить, что речь идет о душе, а не о желудке. Если физическое состояние препятствует строгому соблюдению поста, то нужно прислушаться к советам врача.
Пост должен быть путем в Царствие Небесное, а не в больницу. Нельзя за важными вещами забывать о самых важных.
Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.
Это вовсе не было преступлением Заповеди Божьей, это было проявлением настоящей христианской любви к голодному путнику. Святитель Спиридон не забывал основные цели духовной жизни, мы же часто путаем главную цель и то, что способствует ее достижению.
Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души.
Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. Живи так, как Богу угодно, всё остальное приложится.
Читайте также:
- Пощусь, молюсь, каюсь – а где же обновление?
- Если еда — не главное в пост, то можно не поститься?
- Неправильный пост приводит к тому, что Бог оставляет человека