Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание
Началось время Великого поста. Время строгих ограничений, в том числе и в пище. Как быть тем, кто не может позволить себе строгое соблюдение поста? Жертва здоровьем – оправданная жертва? На вопрос, который подняла на своей странице в социальной сети Татьяна Александрова, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отвечает директор портала «Правмир» протоиерей Александр Ильяшенко.

Татьяна Александрова: Не верю, что Богу угодна фигура «грушей»!

Татьяна Александрова

Татьяна Александрова

Я посты начала соблюдать очень давно, всего имею опыт в 30 лет. Долгое время старалась придерживаться устава. «Рыбу можно – рыбу нельзя», «в первую неделю Четыредесятницы до среды вообще не есть», «масло разрешается только по субботам и воскресеньям» и т.п. Мне это не трудно. И даже Великий пост с маслом по выходным.

Но где-то после тридцати пяти такая жизнь стала давать прибавку в весе примерно килограмм в год (бывали колебания, но тенденция неуклонная). А теперь посчитайте за пятнадцать лет (плюс некоторые гормональные нестроения).

В 47 лет я начала заниматься фитнесом. И тренеры объяснили, что мне нельзя углеводную пищу во второй половине дня. И есть надо часто, чтобы обмен не останавливался. Попробовала. Действительно, так оно и есть. Вне поста все получается легко. А в пост есть определенные сложности. Потому что, придя после четырех пар преподавания, благочестиво ограничиться капустным листом невозможно.

В общем, стала я над этим всем думать и пришла к неутешительным выводам. Посты хороши только для людей с быстрым обменом веществ. Для людей с медленным обменом они вредны. Отсюда и распространенная в православии фигура грушей, в том числе у священников, которых постоянно винят в обжорстве и чревоугодии, и напрасно. Просто обмен не у всех хорош и перерывы между приемами пищи большие.

С одной стороны, можно сказать: да подумаешь, какая фигура, мы же в Царство небесное стремимся, по сравнению с ним это мелочи!

Оно, конечно, так. Однако прежде чем попасть в Царство, надо достойно дожить эту жизнь и по возможности никому не стать обузой.

Поэтому я для себя рацион строю так, как считаю нужным. Если я считаю, что мне нужно есть рыбу в среду и пятницу, я буду ее есть и даже не стану спрашивать священника. У него нет медицинского образования, чтобы ставить мне запреты. Если я не могу зеленый чай без молока, я буду пить его с молоком даже в пост. Хотя могу пить черный без молока или с сахаром, и тот же зеленый – с медом.

И даже каяться в этом я не буду, потому что у меня есть грехи и пострашнее. Может, когда-нибудь покаюсь, если осознаю это как грех.

Лично у меня никаких проблем нет. Для себя я со всем разберусь.

Идею поста я люблю и от нее не откажусь. И Великий пост буду стараться проводить поближе к уставу.

Но вот задуматься о приходском уставе поста на уровне священноначалия, я считаю, необходимо. Чтобы не надумывать людям лишние грехи. Не верю, что Богу так уж угодна эта пресловутая фигура грушей. Надо как-то сообразовать устав с возможностями и потребностями.

***

Протоиерей Александр Ильяшенко: В чем заключается главная цель поста?

Протоиерей Александр Ильяшенко

У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой длинный язык? Как говорят Святые отцы, «Постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Постные правила написаны тем, у кого нет явных проблем со здоровьем. Пост способствует более глубокой и более чистой молитве.

Если у человека нет возможности, по состоянию здоровья и обмена веществ, строго поститься, ему важно помнить, что речь идет о душе, а не о желудке. Если физическое состояние препятствует строгому соблюдению поста, то нужно прислушаться к советам врача.

Пост должен быть путем в Царствие Небесное, а не в больницу. Нельзя за важными вещами забывать о самых важных.

Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.

Это вовсе не было преступлением Заповеди Божьей, это было проявлением настоящей христианской любви к голодному путнику. Святитель Спиридон не забывал основные цели духовной жизни, мы же часто путаем главную цель и то, что способствует ее достижению.

Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души.

Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. Живи так, как Богу угодно, всё остальное приложится.


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.